Дошкольное образование – важный этап в развитии личности человека. В становлении и дальнейшем развитии ребенка дошкольное учреждение играет важную роль. Каждый родитель стремится к тому, чтобы их ребенок получил достойное качественное образование и развитие в современном дошкольном образовательном учреждении, которое отвечало бы их потребностям и интересам.
Дошкольный отдел МКУ «УОНР» представляют : руководитель дошкольного отдела — Котоконова Е.М., главный специалист– Алексеева Я.И. , ведущий специалист – Кириллина Е.В.
Сеть дошкольных образовательных учреждений МР «Нюрбинский район» включает 33 ОУ: из них ЦРР- д/с – 9, общеразвивающего вида -16, 2- начальная школа-сад, 6 — дошкольные группы в ОУ. Всего получают дошкольное образование ОУ 2095 детей.
В очереди от 0 до 3 лет состоят 318 ребенка.
Цель: Обеспечение доступного качественного образования, соответствующим требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
- Повышение качества обучения по развитию речи детей старшего дошкольного возраста;
- Работа ДОУ района по республиканским проектам «Музыка для всех», «Рисуем все», «Экономическое воспитание в ДОУ», «СТЭМ – образование»;
- Повышение качества дополнительного образования в ДОУ;
- Внедрение полингвального образования в ДОУ;
- Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта педагогов ДОУ.
История развития дошкольного образования Нюрбинского района богата интересными событиями, фактами.
На основании приказа №216 по Нюрбинскому РОНО от 15.01.1935г. с целью упорядочения дел и установления дисциплины были распределены обязанности между работниками аппарата РОНО:
- Методические вопросы.
- Проверка и контроль над работами школ.
- Воспитательная работа школ.
- Дошкольное воспитание.
- Организация курсов по подготовке по дошкольному воспитанию.
- Методическое руководство учителями.
Для осуществления контроля и руководства, и оказания методической помощи с 1964 года была назначена инспекторам по детским садам при РОНО Потапова Оксана Александровна. Это время можно обозначить началом становления методической службы дошкольного образования района.
В эти годы была разработана первая программа «Программа воспитания и обучения детей в детском саду», которая стало обязательным документом для руководства по определению деятельности детских садов. Были открыты педагогические курсы для подготовки воспитателей в сельских детских садах, где они получили необходимые знания.
В кабине дошкольного отдела в разные годы работали инспекторами: Пахомова Елена Ивановна, Капитонова Светлана Афанасьевна, Григорьева Ольга Иннокентьевна, Петрова Акулина Михайловна. Первым методистом по дошкольному образованию отдела народного образования в 1978 г. была назначена Григорьева Валентина Михайловна. Она была единственным методистом по району, оказывающая методическую помощь при внедрении программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В те время не во всех детских садах были ставки методистов (старших воспитателей).
Большую помощь оказывали общественные методисты в налаживании учебной деятельности и учебно-воспитательном процессе. Они систематически контролировали деятельность воспитателей, помощников воспитателей, музыкальных руководителей, для повышения педагогического мастерства проводили семинары, конференции, взаимопосещения, индивидуальные консультации. На руководителей методических объединений легла функция наставника, лидера методической службы. У каждого руководителя КМО постепенно сложился свой стиль и свои методы работы. Хочется отметить Данилову Т.В., Иванову Т.В., Ксенофонтову Т.В., Иванову В.К.
Одними из первых старших воспитателей детских садов района были Ильинова Т.Л., Зуева Л.И., Павлова М.С., Капитонова С.А., Капитонова Н.Ю. В эти годы методическое сопровождение было направлено на трудовое воспитание, ознакомление с природой, обучение русскому языку, трудовое воспитание.
В 80-е годы деятельность методического кабинета была направлена на налаживание работы по интернациональному воспитанию, обучению русскому языку. Методическое сопровождение деятельности детских садов в годы становления сети дошкольных учреждений отличалось системностью, разнообразием форм работы. В эти годы большое внимание уделялось изучению и внедрению Программы воспитания и обучения детей в детском саду, проводились семинары, курсы, организовывались практикумы. В эти годы открылись сады во многих наслегах района.
Заведующие детских садов тех лет заложили основу методической службы дошкольного отдела: Беленкова Л.В., Кылбанова В.А., Капитонова М.И., Данилова Т.В., Дмитриева А.Д., Иванова А.И., Федорова М.И., Николаева М.И. и мн. др.
С 1998 года методистами работали Зуева Людмила Ивановна, Михайлова Любовь Николаевна.
С конца 90-х годов началось инновационное движение детских садов. Приоритетными направлениями работы методической службы в те годы были:
— создание информационно-образовательного пространства для профессионального развития педагогов как ведущего фактора успешности модернизации образования;
— координация деятельности образовательных учреждений по совершенствованию системы управления образовательным процессом;
— организация методического сопровождения инновационных процессов, происходящих в ОУ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Основная миссия методической службы заключалась в содействии комплексному развитию системы образования района, оказанию реальной адресной помощи педагогам и руководителям ОУ района в развитии их профессионального мастерства, повышения творческого потенциала педагогических коллективов школ и детских садов.
Деятельность методической службы была нацелена на повышение качества дошкольного образования в условиях реализации приоритетных направлений развития общеобразовательной системы, национального проекта «Образование», федеральной, республиканской и муниципальной программ развития образования.
В ДОУ активно внедрялись технологии: информационно-коммуникационные, образовательного проектирования, исследования, направленные на организацию самостоятельной познавательной деятельности детей дошкольного возраста, что вполне отвечало современным требованиям формирования конкурентоспособной личности.
Детские сады работали в режиме эксперимента, действовали пилотные федеральные площадки по предшкольному образованию «Апробация Примерной общеобразовательной Программы по обучению, воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста детей 5-7 лет», стажировочные площадки сетевых ДОУ по направлению «Образовательные взаимодействия детских садов по сопровождению индивидуальных траекторий развития», пилотные федеральные площадка по внедрению ФГОС дошкольного образования.
С 2000г. работает руководителем дошкольного отдела Котоконова Елена Мартыновна, владеющий управленческими основами и технологией проектного управления, знающий возможности потенциала педагогических кадров. Она изучает и внедряет передовые образовательные технологии и технологию проектного управления. Высокое методическое и управленческое мастерство позволили достичь качественных показателей. В целях повышения качества дошкольного образования Нюрбинского района, под руководством Елены Мартыновны, нормативные и локальные акты дошкольных образовательных учреждений приведены в соответствие с требованиями законодательства РФ, РС (Я).
Она проводит большую работу по внедрению проектов по робототехнике, STEM-образованию для детей старшего дошкольного возраста, по организации сетевых консультационно-методических пунктов в ДОУ для охвата детей раннего возраста, не посещающих ДОУ.
Елена Мартыновна является одним из автором регионального конкурса «Вдохновленные Детством». Это мероприятие широко раскрывает работу по преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования. Для повышения квалификации и профессионального роста педагогов под ее руководством проводится районный методический турнир среди педагогов и старших воспитателей района, который выявляет и продвигает эффективные модели инновационной педагогической практики окружных объединений дошкольного образования Нюрбинского района.
В детские сады района целенаправленно привлекаются мужчины-педагоги. Мужчина-педагог в детском саду — явление необычное, редкое, но в то же время лучшее, что есть в системе образования. Воспитатель — это не только профессия, но и высокая миссия, предназначение которой — сотворение личности, утверждение человека в человеке. Считается, что формирование в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей. Использование народных традиций в воспитании необходимо прежде всего потому, что они связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношения людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. Национальная культура сохранила ценности, традиции полоролевого воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме,
способствующие развитию женского (мужского) достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении.
В Нюрбинском районе работают заведующими ДОО четверо мужчин: Егоров Е.Е.(МБДОУ ЦРР-дс «Ромашка» с. Антоновка), Семенов А.Н.(МБДОУ дс «Солнышко» г. Нюрба), Гаврильев М.М. (МБДОУ дс «Кэскил» с. Марха), Саввинов Г.М.(МБДОУ дс «Мичил» с. Малыкай). 21 февраля 2017г. на базе МБОУ «Маарской СОШ» состоялся I Форум педагогов-мужчин дошкольного и начального образования Нюрбинского района. Цель данного Форума: повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного и начального образования. Задачи Форума: создание условий для профессиональной самореализации, личностного роста педагогов-мужчин; поднятие престижа педагогической профессии среди мужчин; стимулирование творческой активности; распространение педагогического опыта педагогов-мужчин; повышение педагогической культуры.
Каждые два года с 2000 года дошкольный отдел МКУ «Управления образования Нюрбинского района» организует районный конкурс театральный представлений детей дошкольного возраста ДОУ района. Отдел тесно сотрудничает с коллективом Нюрбинского государственного передвижного театра: артисты театра помогают в постановке сцен, советуют в правильной установке цвета, музыки, оформления и являются самыми компетентными экспертами в оценке наших представлений. За эти годы мы увидели прекрасную игру наших детей в постановках сказок, произведениях якутских, русских и зарубежных авторов, дети попробовали свои силы в трудной теме войны, эпоса Олонхо. Это огромная, трудоемкая работа детей, коллективов детских садов, родителей. Если наши дети постоянно участвуют в творческих конкурсах, то и коллективы уже в который раз доказали, что работники детских учреждений талантливы во всем. Для них был проведены такие конкурсы как смотр-конкурс театральных постановок, «Танцевальный марафон», «Битва хоров», конкурс мюзиклов, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. |
Дошкольные образовательные организации успешно участвуют в российских, республиканских турнирах по русским шашкам, становятся победителями на Всероссийских и международных турнирах по образовательной робототехнике среди детей дошкольного возраста в Республике Корея, Китай. Принимали участие в конкурсе Грантовых субсидий из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в целях обеспечения реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование». Организовано сетевое взаимодействие и кооперация между консультационными центрами дошкольных образовательных организаций Вилюйского региона по республиканскому сетевому центру АО ДПО «Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II».
Одним из результативных показателей ее работы является получение МБДОУ ЦРР-д/с им. А.Г. Габышева диплома победителя Всероссийского смотра-конкурса «Образцовый детский сад 2019» и диплома Всероссийского конкурса «Лучших практик» в номинации «Лучшая модель (практика) управления дошкольной образовательной организацией: развитие образовательных технологий» — МБДОУ детский сад «Малышок» г. Нюрба
Продолжая традиции заложенные старшим поколением педагогов, руководителей детских садов проводится целенаправленная работа по качественному образованию детей дошкольного возраста.
В Нюрбинском районе функционирует: 12 муниципальных, 2 республиканских и 1 федеральная инновационные площадки.В целом экспериментальные площадки ДОУ проводят систематическую, целенаправленную работу по обучению и воспитанию детей.
Сеть дошкольных образовательных учреждений района становится более гибкой и многофункциональной. С учетом потребностей семьи и общества детские сады, оказывают разнообразные образовательн6ые услуги.
Большим достижением результатов работы педагогов, является то, что воспитатели района становятся победителями и лауреатами на российских и республиканских конкурсах «Воспитатель года».
№ | ФИО | МБДОУ | Год участия | Республика | Россия |
1 | Слепцова Мария Николаевна | ЦРР-дс «Аленушка» г. Нюрба | 2010 | Победитель конкурса, Грант МО РС(Я), нагрудный знак «Отличник образования РС(Я)» | Номинации «Лучшее занятие», «Информационная защита», «Развитие» |
2 | Николаева Марианна Ариановна | д/с «Родничок» г. Нюрба | 2012 | — | — |
3 | Николаева Майа Олеговна | ЦРР-дс «Аленушка» г. Нюрба | 2013 | Лауреат конкурса
Грант МО РС (Я) |
|
4 | Бочарова Надежда Васильевна | ЦРР-дс «Аленушка» г. Нюрба | 2014 | — | — |
5 | Николаева Ирина Евгеньевна | ЦРР-дс «Туллукчаан» г. Нюрба | 2015 | Лауреат конкурса. | — |
6 | Ноговицына Марианна Алексеевна | ЦРР-дс «Биьик»
с. Антоновка |
2016 | Номинация «Детская признательность» | — |
7 | Борисова Зинаида Валентиновна | ЦРР-дс «Сардаана»
г. Нюрба |
2017 | Лауреат конкурса. Нагрудный знак «За вклад в развитие дошкольного образования РС(Я)» | |
8 | Жирохова Сардана Григорьевна | ЦРР-дс «Кэскил»
г. Нюрба |
2018 | Лауреат конкурса.
Нагрудный знак «Надежда Якутии» |
|
9 | Сидорова Мария Ивановна | ЦРР-дс «Сайдыы»
с. Нюрбачан |
2019 | Лауреат конкурса. |
Также внедряется раннее обучение детей английскому языку, роботехнике, лето-конструированию. Высоких результатов добились Центры развития ребенка-детский сад «Биhик» с. Антоновка, «Чуораанчык» с. Мальжегар. В течении 3 лет занимают призовые места на международных соревнования по робототехнике в Республике Корея, Китай, Таиланд. Столяров Артур – II место в категории “Боулинг” на VI Международных юношеских соревнованиях по образовательной робототехнике IYRC — 2019 г.Тэджон, Южная Корея (руководитель Афанасьев В.Н.) Олесов Харысхан — III место в категории “Боулинг” на VI Международных юношеских соревнованиях по образовательной робототехнике IYRC — 2019 г.Тэджон, Южная Корея (руководитель Афанасьев В.Н.). Самсонов Николай – участие в категории «Очистка русла реки» на V Международных юношеских соревнованиях по образовательной робототехнике IYRC — 2018г., Таиланд.
Стало традицией детских садов выпускать ежегодно книги, журналы, методические пособия: «Этажи счастья» МБДОУ дс им. М.Ф.Алексеева с. Марха, «Мин тулалыыр эйгэм» пособие в 3-х частях для педагогов МБДОУ ЦРР-дс «Кэскил» г. Нюрба, «Ааспыты ахтан аастахха» МБДОУ дс «Кунчээн» с. Маар, учебно-методический комплект базовой организации стажировочной площадки «Создание единого образовательного пространства сетевых малокомплектных ДОУ по сопровождению индивидуальных траекторий развития ребенка» МБДОУ ЦРР-дс «Ромашка» с. Антоновка, дс «Северяночка» г. Нюрба, дс «Кэнчээри» с. Кюндяде, дс «Улыбка» с. Сюля, дошк. группа «Ньургуьун» МБОУ «Жарханская СОШ», лэпбук «Дикие животные Якутии» МБДОУ ЦРР-дс «Туллукчаан» г. Нюрба, «Ого сааспыт биьигэ» дошк. группа «Чэчир» МБОУ «Кангаласская СОШ им. Н.И.Кочнева» и много других изданий. С нетерпением ждем финансовой поддержки МР «Нюрбинский район» для выхода дидактического пособия «Моя малая Родина – Нюрбинский район», целью которого является нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, истории, культуре, достопримечательностях, о символике (герб, флаг, гимн) Нюрбинского района. Проект ориентирован для совместных игр ребенка и взрослого, так и самостоятельной игры одного или нескольких детей, может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях по развитию речи и занятиях познавательного цикла. Согласно требованиям программы для детей дошкольного возраста в совместную деятельность детей и взрослых вводятся игры, связанные с ориентированием по схеме, модели, карте, плану. Такие игры способствуют формированию коммуникативных навыков и умений – интересу, к общению со сверстниками и коллективной деятельности, желанию работать в команде, самостоятельно объединяться в подгруппы согласно взаимным интересом. Происходит активация речевой активности детей (расширение словарного запаса, совершенствование связной речи), а так же поддерживается положительный эмоциональный настрой.
Надо отметить, во все времена, все руководители Нюрбинского района всегда оказывали особое внимание дошкольному образованию: построены новые здания детских садов в с. Сюля, с. Акана, с. Жархан, с. Мальжегар, с. Малыкай, с. Кюндядя, с. Нюрбачан, с. Хорула, в г. Нюрба, укрепляются материально-техническая база детских садов, финансируются проекты, мероприятия, выезды и др.
Все начальники МКУ «Управления образования Нюрбинского района» всегда поддерживали и оказывали помощь дошкольным организациям: по повышению квалификации педагогов, по открытию новых вариативных форм и видов учреждений, по внедрению национальных проектов, помогают в оформлении документов к федеральным, республиканским Грантам.
Главный специалист дошкольного отдела МКУ «Управление образования Нюрбинского района», Алексеева Яна Ивановна.