ПАМЯТКА
для работников образовательных учреждений
1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. В соответствии со ст.2 данного федерального закона одной из основных задач органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Указанное подразумевает, в том числе восстановление нарушенных прав несовершеннолетних, защиту их от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
3. В соответствии с ч.2 ст.9 указанного федерального закона органы системы профилактики в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Кроме того, обязательным требованием федерального закона является незамедлительное информирование:
— органа внутренних дел — о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушение или антиобщественные действия;
— органа прокуратуры — о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;!
— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— органа, осуществляющего управление в сфере образования — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;
— органа опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; !
— органа управления социальной защитой населения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
— органа управления здравоохранением — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением! алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
— а также иных органов в случаях, перечисленных в федеральном законе.
Между тем, в республике имеют место факты, когда должностные лица органов образования нарушают вышеуказанные требования и не информируют правоохранительные и иные уполномоченные органы, в том числе в случаях, когда несовершеннолетний сообщает о совершении в отношении него особо тяжкого преступления против половой неприкосновенности.
4. Необходимо помнить, что в соответствии со ст.9 Федерального закона №120-ФЗ должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в том числе уголовную.
Так, в 2021 году СУ СК России по Республике Саха (Якутия) направлено в суд уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ, заместителя директора по воспитательной работе одной из специальных общеобразовательных школ-интернатов республики. Указанное должностное лицо, узнав от несовершеннолетней о совершенных в отношении нее изнасилованиях, проявила преступную небрежность и не сообщила об этом в правоохранительные органы. В результате в отношении подростка совершены еще три особо тяжких преступления против половой неприкосновенности. Судом вынесен обвинительный приговор.
В 2018 году СУ СК России по Республике Саха (Якутия) направлено в суд уголовное дело по обвинению в совершении вышеуказанного преступления директора одной из общеобразовательных школ республики, которому было известно о нахождении двоих учащихся в социально опасном положении. С 2012 года семья была поставлена на внутришкольный учет, как находящаяся в социально опасном положении. Однако уполномоченные органы, в том числе орган внутренних дел, органах опеки и попечительства, органы прокуратуры о выявленных фактах ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей, злоупотреблении спиртными напитками матери и отчима, многочисленных пропусках уроков, частных заболеваниях, конфликтах с отчимом, ненадлежащих условиях воспитания и содержания детей, проинформированы не были. Указанное привело к тяжким последствиям в виде длительного (в течение нескольких лет) совершения в отношении этих детей особо тяжких преступлений против половой неприкосновенности со стороны отчима.
5. Таким образом, нарушение требований ч.2 ст.9 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» о незамедлительном информировании в установленных законом случаях уполномоченных органов, является не исполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Если указанное приведет к наступлению опасных последствий, в том числе в виде совершения особо тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних и существенно нарушит их законные права и интересы, то должностное лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст.293 УК РФ.
6. Обращаем внимание на то, что Следственный комитет Российской Федерации обязывает следственные органы давать правовую оценку действиям (бездействию) должностных лиц органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних во всех случаях совершения особо тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних.
СУ СК России по Республике Саха (Якутия)