Жизнь становится разнообразнее и сложнее. Школа всегда чутко реагирует на изменения в обществе. Главная задача остается неизменной: воспитание гражданина России — личности, готовой к социализации в высокотехнологичном, конкурентном мире. Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Сегодня востребованы люди, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть функционально грамотные специалисты.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это определение используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников.
Как же формировать функциональную грамотность? По данной проблеме Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Казанского федерального университета разработал программу стажировки педагогов. Этот Центр предназначен для формирования готовности педагогов к обеспечению глобальной конкурентоспособности системы общего образования на основе исследования опыта стран-лидеров в образовании, использования эффективных технологий профессионального развития педагогов, диагностики их профессиональных затруднений, систематического анализа запросов на приобретение новых профессиональных компетенций, оказания помощи в построении индивидуальных образовательных маршрутов. Одной из задач Центра является содействие повышению средневзвешенного результата Российской Федерации, определяемого международными сравнительными исследованиями по оценке качества образования (TIMSS, PIRLS, PISA).
Учителя Нюрбинского технического лицея Васильева Е.А., Ефремов Г.В., Иванова И.Ю., Николаева А.А., Петров Н.Н., Семенова С.С., Федотов В.И., в декабре прошли стажировку в Казани по теме «Механизм управления развитием функциональной грамотности для обеспечения конкурентоспособности школьников (управление на уровне школы и муниципального образования)». В группе были учителя сети Президентских школ, учителя Амгинского, Таттинского, Чурапчинского районов. Было интересно слушать лекции преподавателей Казанского университета: Кадыровой Ф.З., тьютора ЦНППМПР КФУ, к.п.н по управлению функциональной математической грамотностью школьников, узнать результаты российских школьников в исследованиях PISA. . Волковой О.В., тьютора ЦНППМПР КФУ, к.п.н., доцента, «Заслуженного учителя РТ» Управление читательской грамотностью как системообразующим компонентом функц грамотности школьников; Управление развитием функциональной грамотности младших школьников в контексте международных сопоставимых исследованиях PIRLS и TIMSS. Ожмекова Н.Ю., тьютор ЦНППМПР КФУ Управление развитием естественнонаучной грамотности школьников. Методика оценки естественнонаучной грамотности школьников. Мингазова Г.Г., тьютор ЦНППМПР КФУ, федеральный эксперт мониторинга и оценки функциональной грамотности школьников по направлению «Естественнонаучная грамотность».
Учителя – практики казанских школ провели мастер-классы. Под руководством Шайхелисламова Р.Ф., директора ЦНППМ КФУ, профессора, д.э.н учителя Республики Саха(Якутия) разрабатывали Инструментарий Дорожной карты развития функциональной грамотности в муниципальном районе, образ-й организации.
К сожалению, экскурсии в школы, в Центр Иннополис – город высоких технологий — были невозможны. Но директор ГАОУ «Лицей Иннополис» Сулимова Н.А. рассказала про выявление, отбор и организацию обучения одаренных детей. Мы познакомились с городом Казань — крупнейшим экономическим, научным, образовательным, религиозным, культурным и спортивным центром России.
Воспитать функционально грамотного человека может только непрерывно повышающий профессиональное мастерство педагог. Развитие, рост мастерства педагогов идет не только со стороны самого учителя, но и управляется администрацией школы, районными управлениями образованием, институтом повышения квалификации, министерством на основе изучения передового педагогического опыта.
В рамках реализации мероприятий федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, имеющих лучшие результаты в преподавании предметных областей̆ «Математика», «Информатика» и «Технология» и регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», 8 учителей лицея и школ партнеров Цифровой школы «MAINTECH» с 14 – 20 декабря 2020 прошли профессиональную стажировку в г. Казань по программе: «Применение цифровых технологий на уроках математики и информатики в общеобразовательных организациях».
Также в рамках указанных проектов с 18 — 24 декабря 2020 3 учителя технологии прошли курс «Цифровые технологии в образовательной деятельности» в краевом государственном автономном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)».
Благодарим администрацию лицея, директора Федорова А.Ю за организацию стажировки. Улучшение качества образования напрямую зависит от организации условий для постоянного совершенствования педагогического мастерства учителя. Освоение учителем новых технологий открывает новые горизонты. Одним из факторов развития и является выезд на стажировочные площадки передового педагогического опыта российского уровня.
Васильева Елена Акимовна – руководитель группы стажировки 2021г