Моделирование работы ООН и ЮНЕСКО, других международных и региональных организаций и учреждений сегодня получают широкое распространение, поскольку они способствуют увеличению интереса детей и молодежи к деятельности международных институтов и вовлечению их в решение глобальных вопросов.
Первая модель ООН – республиканские дебаты школьных команд по модели ООН «Молодые лидеры Заречья XXI века» в Якутии проведена в 2008 году Клубом ЮНЕСКО «Сулус» Ытык-Кюельской СОШ № 1 им. А.И. Софронова. И с тех пор модельное движение продолжает развиваться и охватывать всё новых участников. Образован Якутский секретариат школьной модели ООН. Проводятся школьные модели в Ытык-Кюеле, Октемцах и Якутске, проведен сетевой образовательный курс по моделированию для учителей. Юные моделисты участвуют в международных моделях в Минске, Москве, Чивидале, Уфе.
Начавшийся 2017 год не стал исключением. Школьники Якутии под руководством заместителя директора Ытык-Кюельской СОШ № 1 им. А.И. Софронова, председателя Ассоциации клубов ЮНЕСКО Якутии Будикина И.Е. и учителя истории Городской классической гимназии г. Якутска, руководителя филиала Клуба «Фемида» — Клуба ЮНЕСКО Слепцовой А.С. стали участниками проходившей 14-17 февраля IX Московской школьной модели Гимназии № 1529 им. А.С. Грибоедова. От нашей республики в работе 3 комитетов (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Совет по правам человека) модели приняли участие 6 учащихся из Городской классической гимназии и Мархинской СОШ №1 г. Якутска и Октемской СОШ. Юные якутяне представляли в роли делегатов такие страны как Ботсвана, Египет, Казахстан, Нидерланды, Португалия.
Подготовка к участию в этой модели началась еще в ноябре ушедшего года. Ребятам для того чтобы пройти отборочную регистрацию и получить приглашение на модель предстояло написать эссе по повестке дня и пройти онлайн собеседование с экспертом по истории и структуре ООН, повестке дня и в конце подготовиться представлять свою страну. В течение 4 дней делегатам предстояло решить очень сложные и актуальные для всего мира вопросы. Например, Генеральная Ассамблея рассматривала вопрос борьбы с героизацией нацизма и иными видами деятельности, способствующими проявлению расизма и расовой дискриминации, острый вопрос ядерной программы КНДР волновал членов Совета Безопасности, а Совет по правам человека уделил особое внимание на право на неприкосновенность частной жизни в цифровой век.
Принимая участие в организации и работе модели, её участники знакомятся на примере с работой международной организации, изучают некоторые глобальные проблемы современности, развивают навыки самообразования и работы с носителями информации, осваивают общественно-политическую лексику и основы парламентской процедуры, развивают навыки самоуправления и самоорганизации.
В рамках поездки была организована встреча школьников со студентами Дипломатической академии МИД РФ, победителями Республиканского конкурса «Будущий дипломат» разных лет. А также посещение Парка Победы на Поклонной горе, исторического парка «Россия – моя история» на ВДНХ.
Участие наших школьников в Московской школьной модели ООН Гимназии № 1529 им. А.С. Грибоедова стало возможно при информационной и методической поддержке Ассоциации клубов ЮНЕСКО Якутии.