Тема урока: «Обобщение по теме: «Имя прилагательное»

Урок в 6 классе.

                                Тема урока: «Обобщение по теме: « Имя прилагательное»

Цели:

  • обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;
  • закрепление умений отграничивать прилагательные от других частей речи, определять разряды прилагательных, правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы;
  • воспитание интереса к русскому языку;
  • развитие  умения владеть собой, умения  работать в команде (навыки групповой самоорганизации),  умения проявлять инициативу.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки

Конспект урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.
  2. Работа над эпиграфом к уроку.(Слайд 1.)  

                                         Я – часть речи интересная,

                                         Широко в миру известная:

                                         Опишу любой предмет –

                                         В этом равных со мной нет.

                                         Речь со мною выразительна,

                                         И точна, и удивительна.

                                         Чтоб красиво говорить,

                                         Мною нужно дорожить!

  • Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

Обобщение по теме: «Имя прилагательное». В тетрадях запишите дату, классная работа и тему урока.

  • Что мы должны знать и уметь по данной теме?

Знать:

  • определение имени прилагательного;
  • разряды прилагательного;
  • степени сравнения;
  • признаки прилагательного.

Уметь:

  • определять разряды прилагательных;
  • правильно употреблять прилагательные в речи;
  • указывать морфологические признаки прилагательных;
  • правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы.

Учитель: Ребята, к уроку вы готовились по вопросам повторения, выполняли упражнение, в котором нужно было опознать орфограммы о правописании прилагательных, изученные в 6-м классе. На уроке вы посоревнуетесь в конкурсах, чтобы интереснее было  поделиться знаниями. В конце урока мы подведем итоги и выявим знатоков имени прилагательного.

  1. Конкурс № 1. Викторина по слайду.
  • Нам нужно ответить на вопросы.
  • На какой вопрос отвечает прилагательное?
  • Какой?
  • Какие разряды прилагательных вы знаете?
  • Качественные, относительные, притяжательные
  • Какие признаки показывают качественные прилагательные?
  • Цвет, вкус, запах
  • Что показывают относительные прилагательные?
  • Место. Время, материал
  • На какой вопрос отвечают притяжательные прилагательные?
  • Чей?

Конкурс № 2. «Определите разряд».

Чиста небесная лазурь,

теплей и ярче солнце стало,

пора метелей злых и бурь

опять надолго миновала.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

 и раскаты громовые все сердитей и смелей.

(А.Плещеев)

  • Чиста – качеств
  • Небесная — отн
  • Теплей – кач
  • Ярче – кач
  • Злых – к
  • Чаще – относит
  • Дождевые – отн
  • Громовые – отн
  • Сердитей – кач
  • Смелей — кач.

Конкурс №3. « Степени сравнения» Задание каждой группе: образуйте от данных прилагательных степени сравнения и запишите их.

  1. группа: спокойный; (спокойнее, более спокойный, спокойнейший, самый спокойный)
  2. группа: мягкий;       (мягче, более мягкий, мягчайший, самый мягкий)
  3. группа: сладкий;     (слаще, более сладкий, сладчайший, самый сладкий)  

Проверка. 

  • От прилагательных какого разряда можно образовать степени сравнения?

(Только от качественных)

  • Чем являются в предложении прилагательные в форме сравнительной степени? (сказуемым)
  • А в форме превосходной степени? (определением)

Конкурс № 4. « Суффиксы К и СК»

швед  рыбак Кавказ  немец ткач  гигант Матрос узость

конкурс 5 подбор пары.        Судно  Язык Станок Лаз Стол Обычай Бушлат след

Конкурс № 6 . «Одна или две буквы Н».

  1. чугуННая решётка
  2. ветреНый день
  3. багряНые закаты
  4. ЖуравлиНый крик
  5. гусиНые лапки
  6. машиННое отделение
  7. удивлеННое лицо
  8. болезнеННое чувство
  9. стариННые часы
  10. обедеННый стол
  11. юНое лицо
  12. ШкольНый двор
  13. ледяНая гора
  14. вареНая картошка
  15.  осиНое  гнездо
  16. петушиНые бои
  17. жестяНой  ящик
  18. лебедиНая песня

Конкурс №  7. Работа с текстом.

Лес стоит соННый, хмурый. В небе слышится журавлиНый крик. Это журавли летят за сиНие моря в таинствеННые страны. За ними потянулись гусиНые и утиНые стаи. Улетели птицы.

В холодНом лесу наступила таинствеННая тишина. МуравьиНые дома накрыты ледяНыми куполами, которые блестят как стекляННые. Их выстроил утреННий мороз, после того как ночНой дождик омыл верхНий слой муравейника.

Конкурс №  9. Игра «Собери пословицу»

  1. Правда СВЕТЛЕЕ солнца.
  2. БЛИЗОК локоток , да не укусишь.
  3. Время ДОРОЖЕ     золота.
  4. Ешь калачи, пока ГОРЯЧИ
  5. ХОРОШИЙ сосед   лучше ДАЛЬНЕЙ родни.
  6. У страха глаза ВЕЛИКИ.
  7. ХУДОЙ мир ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ссоры

Обобщение.

Итак, мы успешно справились со всеми конкурсами. Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён прилагательных. Какие вы?

( умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные…)

А теперь  оцените работу нашей команды знатоков. Кого бы вы назвали лучшими? Они и получат сегодня пятёрки.

Рефлексия.

  • Что дал вам сегодняшний урок?
  • Почувствовали ли вы себя уверенней в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»

Конспект урока 6 класс (Прилагательное)     Презентация к уроку