Тема урока: «Несклоняемые имена существительные»

 Тема урока: «Несклоняемые имена существительные»                                                                                                  

 Цели урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных.
  • Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать по схеме.
  • Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка

Оборудование: карточки со словами, карточки-задания (тесты),

Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.                                                    

Форма урока: урок- поиск.

                                           Ход урока:

I.Организационный этап         

  1. Словарно — орфографическая работа. Диктант. Склонение имен сущ. Почему важно знать правило склонения?

Повторение РАЗНОСКЛОНЯЕМОЕ сущ-Из текста выписать слова 1,2,3 скл на доске просклонять.(при затруднении определения  разносклон сущ.

В стародавнее древнее ______ в шалашах без окон и дверей жило-было лохматое ______ первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове ______, как писать фамилию, _______. Зачем на лошадь надевать седло и _______.   Трудно было им жить в это годы, угнетало их ____забот. И страдали они от погоды. Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ___, что кислород всегда поддерживает ____над  тем,  как  в булку превратить простое_____, с утра до вечера они чесали _____.

 

Просклоняй существительное имя. ПУТЬ. Почему эти слова называются разносклоняемыми ?

 

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего (имя). Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает (время)?  И по ботанике заняться изучением  (семя) пшеницы , и в конно-спортивной секции покачаться в (стремя). То ли они из другого (племя)? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном (пламя)

 

III. Проблемный вопрос. Цели и задачи урока. Все ли существительные склоняются по падежам?

Вам самим придется дать ответ на эти вопросы .За урок мы должны узнать как можно больше нового.

IV.Первичное усвоение новых знаний.

Найдите имена существительные. Определите падеж.

              Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

               И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

               Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

               А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

               Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

               И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

               Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

               Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

               Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

               В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

— Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)

— Все значения слов вам понятны?

Р. п. чего?    шоссе

Д. п. чему?   шоссе

В. п. что?      шоссе

Т. п. чем?     шоссе

П. п. о чём? о шоссе

 — Что заметили при склонении? По падежам изменяли, а слово свою форму не изменило. При изменении слов по падежам (при склонении) что меняется у слова?

   – Т.е. меняется форма слова. Меняется ли само слово?

 — Сможем ли мы  ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?

  1. Актуализация знаний.

Решение проблемы.                                                                                                              

 — К какой части речи они относятся?    

— Имеют ли падежное окончание?    

– Изменяются ли по числам?

 – Можно ли проверить орфограммы этих слов привычными правилами?                                                                

– Изменяются ли по падежам?

 –  происхождение слов ?                                                             

 — Имеют ли падежное окончание?

— Несклоняемые — не изменяются по числам,  не изменяются по падежам — не имеют окончания

Каким словом их можно объединить? Какое отличие главное?

Самостоятельное открытие: НЕСКЛОНЯЕМОСТЬ .

Как вы думаете, много ли таких слов? В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее  _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.

Существуют несклоняемые фамилии?

У кого из ваших знакомых или в классе несклоняемая фамилия?                                                                      

Закрепим понятия, что данные имена существительные не склоняются.

Но прежде давайте отдохнём .Физминутка.

Несклоняемые существительные – это группа неизменяемых заимствованных слов. В неё входят как имена собственные (Дюма, Перу, Тбилиси), так и нарицательные (фрау, маэстро, меню).

 

Гоби, Килиманджаро, Онтарио, Конго, Колорадо, Миссисипи, Баку, Сочи.

— Цель нашего путешествия — поиск слов. Какие это слова?

(Географические названия, имена собственные, несклоняемые существительные)

 — Значит, среди несклоняемых существительных есть и имена собственные- географические названия.

Несклоняемые существительные не имеют формальных признаков рода – окончаний.

Работа с учебником (с. 141 упр 266).   Чтение правила по учебнику обратите внимание на ударение в конце слова. В основном эти существительные иноязычного происхождения, неодушевленные, относятся в основном к среднему  роду; подберите прилагательные к данным несклоняемым существительным.

Эскимо – вкусное. Кашне – шерстяное. Метро – столичное. Интервью – интересное.Обращаем внимание на два неодушевленных несклоняемых существительных, которые относятся к мужскому роду: пенальти, кофе Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.

 

 Колибри, кенгуру, шоссе,  Фламинго, пони, шимпанзе, какао шимпанзе, Какао, кофе, домино,  Алоэ, радио, кино. Такси, метро, купе, пальто, Кашне, кафе, трюмо, манто какаду, драже, пари,интервью, рагу, жюри, И пианино, фойе, Пюре, бюро и ателье –Ты все слова запоминай,  никогда их не склоняй.                                                   

VI . Тест на закрепление. Проверка знаний.

 Мы с помощью теста узнаем, как вы поняли тему «Несклоняемые имена существительные» ( тесты приготовлены для каждого ученика)

 

 Выполнение упр.268

VI Объяснение домашнего задания:

1)выучить правило п.47 составить текст с несклоняемыми сущ на  свободную тему или кроссворд

VII. Рефлексия  Я узнал…Я понял…Было интересно…Вызвало затруднение.

     Конспект урока 6 класс (несклоняемые имена существительные)