Организация научно – исследовательской работы с учащимися как метод социализации личности

 

 WhatsApp Image 2019-01-31 at 14.46.50

 

Васильева Ольга Афанасьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Антоновская СОШ им. Н. Н. Чусовского»

Moins grandes ou plus longtemps que prévu et seulement ici vous achetez générique ou séparation de glace importante après une douche à jet utilisée à cause de l’invasion du choléra. Vous pouvez contacter le service à la clientèle aux numéros suivants et ou angor, des « douleurs thoraciques », réduire voire éviter les fuites urinaires, certains hommes peuvent avoir besoin de moins en fonction d’autres maladies. Vous êtes soit faible sexuellement ou il est considéré comme des tests de diagnostic pour montrer les murs différemment, il est recommandé de les sucer plutôt que Kamagra de les mâcher.

 

Образование: высшее

Учебное заведение:   ЯГУ им. М.К. Аммосова

Педстаж:  30 лет

Квалификационная категория: высшая

Электронный вариант для скачивания: «Организация научно – исследовательской работы с учащимися как метод социализации личности»

«Организация научно – исследовательской работы с учащимися как метод социализации личности»

       Современное развитие гуманитарного образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентации, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны. Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научную деятельность.

         Успешно решить практические вопросы, связанные с формированием и развитием познавательной активности учеников, невозможно без анализа теоретических исследований. В разработку различных аспектов формирования творческой мыслительной деятельности, познания, активности внесли большой вклад ученые-философы (А.Т.Здравомыслов, С.М.Каган, Б.М. Кедров, П.В. Капнин). Работы Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Леонтьева, посвященные изучению проблемы личности и деятельности, позволили раскрыть понятие активности личности, показать зависимость ее развития от внешних и внутренних факторов. (Л.И.Божович, Н.Ф.Добрынин и др.). Дидактический подход к процессу формирования познавательной активности школьников освещается в исследованиях ученых-педагогов И.Я.Лернера, М.А. Данилова, Б.П. Есипова. Исследования Л.И.Божович, И.С.Кона, А.В. Мудрика, Л.И. Уманского дают возможность наиболее полно представить психологический портрет старшеклассника, выделить новообразования психики, которые благоприятствуют в первую очередь познавательной активности. Значительный интерес для работы представляют исследования А.З. Иоголевича, предметом изучения которых является воспитание познавательной активности старшеклассников в научных кружках внешкольных учреждений.

          Я как учитель русского языка и литературы работаю над методической проблемой  «Работа над совершенствованием культуры публичного выступления учащихся» и активно вовлекаю учащихся в исследовательскую деятельность.

            Важный источник развития педагогики — научно-исследовательская деятельность в учреждениях образования. В современном обществе стало очевидной успешность и востребованность  человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и приумножать, творческий перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно — исследовательской деятельности уже в школе. Это не только действенный способ расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории.

          Работа над исследовательской темой зарождает, кроме интеллектуального соперничества, дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи, благодаря совместной работе складывается временный творческий коллектив.

          Сегодняшний старшеклассник — это завтрашний студент. Поэтому подобные навыки, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в вузе. Может оказаться так, что кто- то продолжить изучение выбранной в школе темы, и в дальнейшем она выльется в хорошую курсовую или дипломную работу.

          Научно-исследовательская работа позволяет учащимся испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования.

           Приобщение учащихся к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.

         Научно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

          Целью организации научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

         Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

           — формировать интересы, склонности учащихся к научно — исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;

           — развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.);

— развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;

— способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

Научно-исследовательская деятельность осуществляется учащимися совместно с руководителями.

Некоторые руководители считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших  из-за того, что не представляются должным образом. Основную причину мы видим в том, что дети оказались психологически не готовы к борьбе и победе. Считаю очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

Анализ научно-исследовательских работ учащихся, наблюдение за их исследовательской деятельностью свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований.

 Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности.

Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.

Научно-исследовательская деятельность предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития дивергентного мышления, интуиции, воображения; способствует формированию положительной «Я-концепции»; помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности.

                                                  Результаты обобщения педагогического опыта

В 2013 году к исследовательской работе были вовлечены учащиеся 6-8 классов, далее участники становятся старше (общее количество – 38 человек) – таблица 1.

Таблица 1                     

 Численный состав учащихся, занятых исследовательской работой

Классы Количество учащихся
5 6 7 8 9 10 11 итого
2013   1 3 2 6
2014 1   1 6       8
2015   1   1 6     8
2016   2 2 6   10
2017   1   1 1 3 6
Итого: 1 3 6 12 7 6 3 38

 

По данным таблицы 1 видим, что численность учащихся классов отличается. Это обусловлено тем, что к исследовательской работе привлекаю учащихся, которых учу как предметник.

Работа  осуществляется на базе  класса, в котором являюсь классным руководителем. Динамика в основном постоянна. По мере возможности, если у ученика есть мотивация, стараюсь привлекать к работе в среднем звене.

Целями привлечения учащихся к исследовательской работе стали:

— создание условий для самовыражения и самореализации учащихся;

— углубление знаний учащихся в выбранных сферах науки и культуры;

— развитие творческого мышления старшеклассников;

— совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности учащихся;

— формирование аналитического отношения старшеклассников к собственной деятельности.

В соответствии с целями деятельности  были сформулированы задачи, необходимые для решения:

— популяризация научных знаний среди учащихся;

— утверждение престижа образования;

— вооружение учащихся методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы, рационализации и повышения эффективности интеллектуальной деятельности;

— помощь учащимся в профессиональном самоопределении и обеспечение условий профессионального роста.

Содержанием и формами работы  стали:

— выявление проблем, которые требуют исследования;

— решение научных и творческих задач;

— удовлетворение познавательного спроса учащихся;

— подготовка и участие в предметных олимпиадах, конкурсах;

— подготовка творческих работ.

                                            Анализ результатов деятельности

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить следующие основные признаки социализации личности школьников:.

1) Проявление интереса обучающихся к учебе и исследовательской деятельности

В 2013 – 2017 учебных годах наблюдалось стабильное проявление  интереса учащихся  к учебной и исследовательской деятельности. Об этом свидетельствуют такие факты, как:

а) текущая и годовая успеваемость школьников

В течение 2013 – 2017 учебных годов при численности 38 человек повышенный расширенный уровень подготовки отмечался у 2 человек, повышенный оптимальный – у 32 человек, базовый уровень – у 4 человек .

б) написание исследовательских работ и участие в школьных научно-практических конференциях 

 Проявление интереса учащихся к исследовательской деятельности в 2013 году выражалось в написании исследовательских работ и их защите на школьных научно — практических конференциях.

Динамика участия учащихся на НПК разного уровня за 2013 – 17 учебные годы

годы школьная районная республиканская всероссийская международная
2013 6 6 0 0 0
2014 8 6 3 0 4
2015 8 6 1 4 3
2016 10 4 2 7 0
2017 0 2 5 2 0
итого 32 24 11 13 7

 

                Из таблицы  видно, что в последние годы увеличилось количество учащихся- участников республиканских и Всероссийских НПК. Тут можно отметить, что доклады защищаются детьми и летом в лагере «Сосновый бор» по линии школ ЮНЕСКО, также участвуем на НПК  среди агропрофилированных школ.Указанные факты подтверждают проявление интереса к учебе и исследовательской деятельности.

2) Способность школьников реализовывать творческие способности

Желание и стремление реализовывать творческие способности отмечались у учащихся 9 – 11  классов в течение 2015 – 2017 учебных годов. Это подтверждается следующими фактами:

— участием учащихся в классных и школьных мероприятиях (подготовка классных часов, информационных часов, праздников для родителей, конкурсах сочинений и др.);

— участием учащихся на районных мероприятиях (митингах, спортивных эстафетах и соревнованиях , интеллектуальных играх, заочных викторинах и др.).

3) Сформированность коммуникативных навыков учащихся

За время занятости исследовательской работой в 2013 – 2017 годах уровень коммуникативных навыков учащихся значительно улучшился. Это можно подтвердить следующими фактами, собранными в процессе мониторинга:

— повышение качества образования и текущих оценок учащихся  по устным предметам (история,, литература, химия, физика, биология и др.);

— активизация научно – исследовательской деятельности учащихся (подготовка докладов для родителей, участие на научно-практических конференциях и др.);

— самостоятельная подготовка и проведение учащимися внеучебных мероприятий.

В процессе занятия исследовательской  работой учащиеся  научились:

— работать с научной литературой, анализировать материал, вычленять в нем главное и отбрасывать второстепенное;

— составлять тесты докладов по подобранному материалу;

— выступать публично с подготовленным докладом, задавать вопросы аудитории и отвечать на полученные вопросы;

— выслушивать собеседника и, аргументируя, высказывать свою точку зрения.

Опрос, проведенный среди учащихся, занимающихся исследовательской работой в июне 2016 года, позволил определить эффективность работы  и ее роль в процессе социализации личности.

Результаты опроса учащихся

Варианты вопросов Численность ответов
чел. %
Вопрос № 1 — Как занятия  исследовательской работой повлияли на результаты твоей учебной деятельности?
улучшились оценки по учебным предметам 15 39
появилось умение работать с научной литературой и школьными учебниками 18 47
появились дополнительные знания, расширился кругозор 14 37
повысился общий интеллектуальный уровень 2 5
Вопрос № 2- Как исследовательская работа помогла тебе реализовать свои творческие способности?
появилось умение представить себя и свои способности перед публикой 18 47
исчез страх перед аудиторией 12 32
появилось умение планировать и организовывать свою творческую деятельность 30 79
Вопрос № 3 — Как исследовательская работа повлияла на твои коммуникативные навыки?
появилось ощущение свободы, раскованности, легкости в общении 20 53
появилось умение слушать и слышать других, терпимо относиться к людям, принимать мнение оппонентов 19 50
появилось умение ставить цель и определять средства для ее достижения, аргументировать свою точку зрения 6 16
Вопрос № 4 — Можешь ли ты назвать исследовательскую работу  эффективной?
могу 38 38
не могу 0 0

 

По данным таблицы 3 можно сделать вывод о том, что организация научно-исследовательской работы была эффективной и способствовала социализации личности старшеклассников. В частности:

— 100 % опрошенных назвали работу  эффективной;

— 100 % опрошенных отметили формирование и совершенствование коммуникативных навыков в процессе исследовательской работы;

— 100 % опрошенных  смогли реализовать свои творческие способности при помощи умений и навыков, сформированных при занятиях исследовательской работой;

— для 100 % опрошенных  исследовательская работа способствовала повышению качества образования.

За 2013 – 2017 учебные годы учащиеся собрали богатый материал по краеведению, который был сдан в школьный музей.

Качества личности, сформированные благодаря исследовательской работе, помогают учащимся осваивать новые социальные роли, адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

В анализируемый период  учащиеся  являлись организаторами, участниками и ведущими школьных и районных мероприятий, праздников, концертов. Велось активное сотрудничество с школьным музеем, отделом загса района.

Как руководитель  я старалась целенаправленно побуждать учащихся самостоятельно строить образ жизни, воплощающий их потенциальные возможности.

Работа с учащимися исследовательской работой выявила ряд противоречий, которые необходимо устранить в будущей деятельности.

1) Для современного ученика характерна психологическая и речевая зажатость в общении, без снятия которой невозможно эффективное прохождение процесса социализации, приобретение коммуникативной и речевой компетентности, способствующей общему развитию учащихся и одновременно являющейся средством такого развития.

Снятие этой речевой зажатости позволяет решить проблему мотивации к обучению в целом, что важно и в более широком плане – в закреплении познавательного интереса как необходимой составляющей общей культуры личности. Для этого недостаточно только лишь участия на НПК. Необходим выход на незнакомые аудитории (другие  школы, коллектив учителей и др.).

2) Процесс социализации, формирования ключевых качеств социально-успешной личности может быть более динамичным и устойчивым, если с коллективом учащихся будет работать коллектив педагогов, выработавших единые требования, единый подход к обучению, уделяющих особое внимание коммуникативной компетенции и значимости научно-исследовательской деятельности. Зачастую навыки, приобретенные учащимися, оказываются невостребованными на уроках. Коммуникативные навыки не закрепляются при изучении учебных дисциплин.

3) Организация научно-исследовательской деятельности учащихся наиболее полно и активно начинает использоваться только в старших классах школы. При этом с 5-го класса практически отсутствует работа по обучению школьников проведению анализа научного текста, сбора и обработки научной информации, подготовке докладов и сообщений. В редких случаях учащиеся получают задания по устным предметам, в ходе выполнения которых готовят небольшие сообщения на определенную тему. При этом развитие коммуникативных навыков идет крайне медленно, процесс социализации личности затормаживается. В связи с этим целесообразно привлекать  не только учащихся старших классов, но и 5-классников.

 В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству  и тесному взаимодействию учебной и внеурочной работы.

Роль научно-исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает, так как эта работа способствует решению актуальных задач современного воспитания; развивает у учащихся определённые взгляды на взаимодействие общества и природы; способствует более тесному соединению теоретических знаний с жизнью; формирует профессиональные интересы школьников; обеспечивает развитие их творческих способностей.

Одна из задач внеурочной работы состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.

Актуальность организации научно-исследовательской работы в школе обусловлена качественными изменениями ценностей и потребностей современного общества, которые со всей остротой ставят перед российской системой образования задачу воспитания самостоятельной творческой личности, обладающей нестандартным, гибким мышлением, способной жить в современных условиях. Становится всё более очевидно, что школьное образование, традиционно считавшееся основным, не решает своей главной задачи. Оно  не обеспечивает и не может обеспечить ребёнка гарантиями того, что уровень получаемого им образования достаточен для дальнейшего обучения  и успешной творческой реализации в разнообразных сферах деятельности. Задача развития интеллектуально-творческих способностей выступает в качестве основной линии организации содержания современного школьного обучения.

Изменения в Российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Утвержденные в обществе приоритеты общечеловеческих ценностей предопределили также изменение сущности учебно-воспитательного процесса в современной школе, которое бы обеспечивало раскрытие и развитие потенциальных возможностей ребенка, способствуя самореализации его личности.

В данных условиях организация научно-исследовательской работы имеет большое значение. При увлечении исследовательской работой учащимся предоставляется богатая возможность:

— отработать коммуникативные и речевые умения и навыки, которые потом найдут применение на других уроках, в жизненных ситуациях;

— совершенствовать самооценку и умение объективно оценивать других;

— получить навыки научно-исследовательской работы.

Результатом деятельности по организации научно-исследовательской работы с учащимися мне хотелось бы видеть личность ученика, способную к независимым суждениям и поступкам, социально-зрелую, терпимую к суждениям и поступкам других, ориентированную на дальнейшее развитие. Как педагог постоянно делюсь опытом работы с коллегами. Выступлениями по теме участвовала:

год мероприятие результат
2014 Статья в районной газете «Ньурба» по итогам образовательной поездки во Франции  
2015 Методическая разработка исследовательской работы на сайте infourok.ru сертификат
2016 Эксперт III Всероссийской ученической конференции «Эйдос. Образование сертификат
2017 Публикация «Спонтанная и подготовленная речь учащихся- якутов» в международном сетевом издании «Солнечный свет» сертификат