Организация научно – исследовательской работы с учащимися как метод социализации личности

 

 WhatsApp Image 2019-01-31 at 14.46.50

 

Васильева Ольга Афанасьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Антоновская СОШ им. Н. Н. Чусовского»

 

Образование: высшее

Учебное заведение:   ЯГУ им. М.К. Аммосова

Педстаж:  30 лет

Квалификационная категория: высшая

Электронный вариант для скачивания: «Организация научно – исследовательской работы с учащимися как метод социализации личности»

«Организация научно – исследовательской работы с учащимися как метод социализации личности»

       Современное развитие гуманитарного образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентации, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны. Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научную деятельность.

         Успешно решить практические вопросы, связанные с формированием и развитием познавательной активности учеников, невозможно без анализа теоретических исследований. В разработку различных аспектов формирования творческой мыслительной деятельности, познания, активности внесли большой вклад ученые-философы (А.Т.Здравомыслов, С.М.Каган, Б.М. Кедров, П.В. Капнин). Работы Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Леонтьева, посвященные изучению проблемы личности и деятельности, позволили раскрыть понятие активности личности, показать зависимость ее развития от внешних и внутренних факторов. (Л.И.Божович, Н.Ф.Добрынин и др.). Дидактический подход к процессу формирования познавательной активности школьников освещается в исследованиях ученых-педагогов И.Я.Лернера, М.А. Данилова, Б.П. Есипова. Исследования Л.И.Божович, И.С.Кона, А.В. Мудрика, Л.И. Уманского дают возможность наиболее полно представить психологический портрет старшеклассника, выделить новообразования психики, которые благоприятствуют в первую очередь познавательной активности. Значительный интерес для работы представляют исследования А.З. Иоголевича, предметом изучения которых является воспитание познавательной активности старшеклассников в научных кружках внешкольных учреждений.

          Я как учитель русского языка и литературы работаю над методической проблемой  «Работа над совершенствованием культуры публичного выступления учащихся» и активно вовлекаю учащихся в исследовательскую деятельность.

            Важный источник развития педагогики — научно-исследовательская деятельность в учреждениях образования. В современном обществе стало очевидной успешность и востребованность  человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и приумножать, творческий перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно — исследовательской деятельности уже в школе. Это не только действенный способ расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории.

          Работа над исследовательской темой зарождает, кроме интеллектуального соперничества, дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи, благодаря совместной работе складывается временный творческий коллектив.

          Сегодняшний старшеклассник — это завтрашний студент. Поэтому подобные навыки, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в вузе. Может оказаться так, что кто- то продолжить изучение выбранной в школе темы, и в дальнейшем она выльется в хорошую курсовую или дипломную работу.

          Научно-исследовательская работа позволяет учащимся испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования.

           Приобщение учащихся к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.

         Научно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

          Целью организации научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

         Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

           — формировать интересы, склонности учащихся к научно — исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;

           — развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.);

— развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;

— способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

Научно-исследовательская деятельность осуществляется учащимися совместно с руководителями.

Некоторые руководители считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших  из-за того, что не представляются должным образом. Основную причину мы видим в том, что дети оказались психологически не готовы к борьбе и победе. Считаю очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

Анализ научно-исследовательских работ учащихся, наблюдение за их исследовательской деятельностью свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований.

 Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности.

Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.

Научно-исследовательская деятельность предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития дивергентного мышления, интуиции, воображения; способствует формированию положительной «Я-концепции»; помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности.

                                                  Результаты обобщения педагогического опыта

В 2013 году к исследовательской работе были вовлечены учащиеся 6-8 классов, далее участники становятся старше (общее количество – 38 человек) – таблица 1.

Таблица 1                     

 Численный состав учащихся, занятых исследовательской работой

Классы Количество учащихся
5 6 7 8 9 10 11 итого
2013   1 3 2 6
2014 1   1 6       8
2015   1   1 6     8
2016   2 2 6   10
2017   1   1 1 3 6
Итого: 1 3 6 12 7 6 3 38

 

По данным таблицы 1 видим, что численность учащихся классов отличается. Это обусловлено тем, что к исследовательской работе привлекаю учащихся, которых учу как предметник.

Работа  осуществляется на базе  класса, в котором являюсь классным руководителем. Динамика в основном постоянна. По мере возможности, если у ученика есть мотивация, стараюсь привлекать к работе в среднем звене.

Целями привлечения учащихся к исследовательской работе стали:

— создание условий для самовыражения и самореализации учащихся;

— углубление знаний учащихся в выбранных сферах науки и культуры;

— развитие творческого мышления старшеклассников;

— совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности учащихся;

— формирование аналитического отношения старшеклассников к собственной деятельности.

В соответствии с целями деятельности  были сформулированы задачи, необходимые для решения:

— популяризация научных знаний среди учащихся;

— утверждение престижа образования;

— вооружение учащихся методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы, рационализации и повышения эффективности интеллектуальной деятельности;

— помощь учащимся в профессиональном самоопределении и обеспечение условий профессионального роста.

Содержанием и формами работы  стали:

— выявление проблем, которые требуют исследования;

— решение научных и творческих задач;

— удовлетворение познавательного спроса учащихся;

— подготовка и участие в предметных олимпиадах, конкурсах;

— подготовка творческих работ.

                                            Анализ результатов деятельности

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить следующие основные признаки социализации личности школьников:.

1) Проявление интереса обучающихся к учебе и исследовательской деятельности

В 2013 – 2017 учебных годах наблюдалось стабильное проявление  интереса учащихся  к учебной и исследовательской деятельности. Об этом свидетельствуют такие факты, как:

а) текущая и годовая успеваемость школьников

В течение 2013 – 2017 учебных годов при численности 38 человек повышенный расширенный уровень подготовки отмечался у 2 человек, повышенный оптимальный – у 32 человек, базовый уровень – у 4 человек .

б) написание исследовательских работ и участие в школьных научно-практических конференциях 

 Проявление интереса учащихся к исследовательской деятельности в 2013 году выражалось в написании исследовательских работ и их защите на школьных научно — практических конференциях.

Динамика участия учащихся на НПК разного уровня за 2013 – 17 учебные годы

годы школьная районная республиканская всероссийская международная
2013 6 6 0 0 0
2014 8 6 3 0 4
2015 8 6 1 4 3
2016 10 4 2 7 0
2017 0 2 5 2 0
итого 32 24 11 13 7

 

                Из таблицы  видно, что в последние годы увеличилось количество учащихся- участников республиканских и Всероссийских НПК. Тут можно отметить, что доклады защищаются детьми и летом в лагере «Сосновый бор» по линии школ ЮНЕСКО, также участвуем на НПК  среди агропрофилированных школ.Указанные факты подтверждают проявление интереса к учебе и исследовательской деятельности.

2) Способность школьников реализовывать творческие способности

Желание и стремление реализовывать творческие способности отмечались у учащихся 9 – 11  классов в течение 2015 – 2017 учебных годов. Это подтверждается следующими фактами:

— участием учащихся в классных и школьных мероприятиях (подготовка классных часов, информационных часов, праздников для родителей, конкурсах сочинений и др.);

— участием учащихся на районных мероприятиях (митингах, спортивных эстафетах и соревнованиях , интеллектуальных играх, заочных викторинах и др.).

3) Сформированность коммуникативных навыков учащихся

За время занятости исследовательской работой в 2013 – 2017 годах уровень коммуникативных навыков учащихся значительно улучшился. Это можно подтвердить следующими фактами, собранными в процессе мониторинга:

— повышение качества образования и текущих оценок учащихся  по устным предметам (история,, литература, химия, физика, биология и др.);

— активизация научно – исследовательской деятельности учащихся (подготовка докладов для родителей, участие на научно-практических конференциях и др.);

— самостоятельная подготовка и проведение учащимися внеучебных мероприятий.

В процессе занятия исследовательской  работой учащиеся  научились:

— работать с научной литературой, анализировать материал, вычленять в нем главное и отбрасывать второстепенное;

— составлять тесты докладов по подобранному материалу;

— выступать публично с подготовленным докладом, задавать вопросы аудитории и отвечать на полученные вопросы;

— выслушивать собеседника и, аргументируя, высказывать свою точку зрения.

Опрос, проведенный среди учащихся, занимающихся исследовательской работой в июне 2016 года, позволил определить эффективность работы  и ее роль в процессе социализации личности.

Результаты опроса учащихся

Варианты вопросов Численность ответов
чел. %
Вопрос № 1 — Как занятия  исследовательской работой повлияли на результаты твоей учебной деятельности?
улучшились оценки по учебным предметам 15 39
появилось умение работать с научной литературой и школьными учебниками 18 47
появились дополнительные знания, расширился кругозор 14 37
повысился общий интеллектуальный уровень 2 5
Вопрос № 2- Как исследовательская работа помогла тебе реализовать свои творческие способности?
появилось умение представить себя и свои способности перед публикой 18 47
исчез страх перед аудиторией 12 32
появилось умение планировать и организовывать свою творческую деятельность 30 79
Вопрос № 3 — Как исследовательская работа повлияла на твои коммуникативные навыки?
появилось ощущение свободы, раскованности, легкости в общении 20 53
появилось умение слушать и слышать других, терпимо относиться к людям, принимать мнение оппонентов 19 50
появилось умение ставить цель и определять средства для ее достижения, аргументировать свою точку зрения 6 16
Вопрос № 4 — Можешь ли ты назвать исследовательскую работу  эффективной?
могу 38 38
не могу 0 0

 

По данным таблицы 3 можно сделать вывод о том, что организация научно-исследовательской работы была эффективной и способствовала социализации личности старшеклассников. В частности:

— 100 % опрошенных назвали работу  эффективной;

— 100 % опрошенных отметили формирование и совершенствование коммуникативных навыков в процессе исследовательской работы;

— 100 % опрошенных  смогли реализовать свои творческие способности при помощи умений и навыков, сформированных при занятиях исследовательской работой;

— для 100 % опрошенных  исследовательская работа способствовала повышению качества образования.

За 2013 – 2017 учебные годы учащиеся собрали богатый материал по краеведению, который был сдан в школьный музей.

Качества личности, сформированные благодаря исследовательской работе, помогают учащимся осваивать новые социальные роли, адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

В анализируемый период  учащиеся  являлись организаторами, участниками и ведущими школьных и районных мероприятий, праздников, концертов. Велось активное сотрудничество с школьным музеем, отделом загса района.

Как руководитель  я старалась целенаправленно побуждать учащихся самостоятельно строить образ жизни, воплощающий их потенциальные возможности.

Работа с учащимися исследовательской работой выявила ряд противоречий, которые необходимо устранить в будущей деятельности.

1) Для современного ученика характерна психологическая и речевая зажатость в общении, без снятия которой невозможно эффективное прохождение процесса социализации, приобретение коммуникативной и речевой компетентности, способствующей общему развитию учащихся и одновременно являющейся средством такого развития.

Снятие этой речевой зажатости позволяет решить проблему мотивации к обучению в целом, что важно и в более широком плане – в закреплении познавательного интереса как необходимой составляющей общей культуры личности. Для этого недостаточно только лишь участия на НПК. Необходим выход на незнакомые аудитории (другие  школы, коллектив учителей и др.).

2) Процесс социализации, формирования ключевых качеств социально-успешной личности может быть более динамичным и устойчивым, если с коллективом учащихся будет работать коллектив педагогов, выработавших единые требования, единый подход к обучению, уделяющих особое внимание коммуникативной компетенции и значимости научно-исследовательской деятельности. Зачастую навыки, приобретенные учащимися, оказываются невостребованными на уроках. Коммуникативные навыки не закрепляются при изучении учебных дисциплин.

3) Организация научно-исследовательской деятельности учащихся наиболее полно и активно начинает использоваться только в старших классах школы. При этом с 5-го класса практически отсутствует работа по обучению школьников проведению анализа научного текста, сбора и обработки научной информации, подготовке докладов и сообщений. В редких случаях учащиеся получают задания по устным предметам, в ходе выполнения которых готовят небольшие сообщения на определенную тему. При этом развитие коммуникативных навыков идет крайне медленно, процесс социализации личности затормаживается. В связи с этим целесообразно привлекать  не только учащихся старших классов, но и 5-классников.

 В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству  и тесному взаимодействию учебной и внеурочной работы.

Роль научно-исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает, так как эта работа способствует решению актуальных задач современного воспитания; развивает у учащихся определённые взгляды на взаимодействие общества и природы; способствует более тесному соединению теоретических знаний с жизнью; формирует профессиональные интересы школьников; обеспечивает развитие их творческих способностей.

Одна из задач внеурочной работы состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.

Актуальность организации научно-исследовательской работы в школе обусловлена качественными изменениями ценностей и потребностей современного общества, которые со всей остротой ставят перед российской системой образования задачу воспитания самостоятельной творческой личности, обладающей нестандартным, гибким мышлением, способной жить в современных условиях. Становится всё более очевидно, что школьное образование, традиционно считавшееся основным, не решает своей главной задачи. Оно  не обеспечивает и не может обеспечить ребёнка гарантиями того, что уровень получаемого им образования достаточен для дальнейшего обучения  и успешной творческой реализации в разнообразных сферах деятельности. Задача развития интеллектуально-творческих способностей выступает в качестве основной линии организации содержания современного школьного обучения.

Изменения в Российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Утвержденные в обществе приоритеты общечеловеческих ценностей предопределили также изменение сущности учебно-воспитательного процесса в современной школе, которое бы обеспечивало раскрытие и развитие потенциальных возможностей ребенка, способствуя самореализации его личности.

В данных условиях организация научно-исследовательской работы имеет большое значение. При увлечении исследовательской работой учащимся предоставляется богатая возможность:

— отработать коммуникативные и речевые умения и навыки, которые потом найдут применение на других уроках, в жизненных ситуациях;

— совершенствовать самооценку и умение объективно оценивать других;

— получить навыки научно-исследовательской работы.

Результатом деятельности по организации научно-исследовательской работы с учащимися мне хотелось бы видеть личность ученика, способную к независимым суждениям и поступкам, социально-зрелую, терпимую к суждениям и поступкам других, ориентированную на дальнейшее развитие. Как педагог постоянно делюсь опытом работы с коллегами. Выступлениями по теме участвовала:

год мероприятие результат
2014 Статья в районной газете «Ньурба» по итогам образовательной поездки во Франции  
2015 Методическая разработка исследовательской работы на сайте infourok.ru сертификат
2016 Эксперт III Всероссийской ученической конференции «Эйдос. Образование сертификат
2017 Публикация «Спонтанная и подготовленная речь учащихся- якутов» в международном сетевом издании «Солнечный свет» сертификат