История развития общеобразовательных школ Нюрбинского района (1945-1991 гг.)

Материально-техническая и учебно-методическая база школ Нюрбинского района

         Материальная база школ Ленинского района в первые годы Советской власти была очень бедна. В период введения всеобуча в 30-е годы в районе было 19 школ: 15 начальных, 4 семилетних, где обучалось 1569 учащихся. Ни одна из школ не имела типового соответствующего  здания, школы находились в приспособленных под школу помещениях, даже не имели собственного помещения. Оборудование в школах было примитивным: табуретки, длинные дощатые скамейки и столы. Не хватало учебников, письменных принадлежностей.

         В 1935 году было закончено строительство 2-х этажного школьного здания в поселке Нюрба. Это было первое школьное здание, отвечающее требованиям времени.

         В период с 1935 по 1939 годы в районе было построено и введено в эксплуатацию 4 типовых школьных здания, включая и школу в Нюрбе. Кроме этих школ было построено 5 нетиповых школьных зданий в Бордоне, Хоруле, Мудане, II Кангалассах и в Малыкае.

         В районе не было мастерских, кроме мастерской в школе колхозной молодежи (ШКМ) в Кочае.

          В начале ВОВ в районе было 28 школ: 1-средняя, 8-неполных средних, 19- начальных, в которых обучалось 2963 учащихся.

Материальная база школы в годы войны ухудшалась. Не хватало учебников, тетрадей, чернил. Ухудшалось освещение и отопление школ.

В 1942 году было открыто 6 интернатов на 240 человек, а за все годы войны работали 25 государственных интернатов на 1060 мест и 69 колхозных интернатов на 847 мест, тем самым были созданы материальные условия для необеспеченных детей и сирот.

В конце войны, в 1944-1945 гг. в районе функционировало 28 школ, в которых обучалось2664 учащихся.

Школы занимались в 2-3 смены. Электрического освещения не было, и дети приносили в карманах огарок свечи. Учащиеся своими силами заготавливали более трех тысяч кубометров дров для топлива. Так, родители, оказывая помощь школам, собрали 1439 рублей для ремонта школы и других хозяйственных нужд.

В отчете отдела народного образования за 1946 год говорится, что школы района имели собственные здания, кроме Жарханской, Энэрдэхскэй, Аканинской школ. Эти школы временно занимали колхозные помещения. Сюльская, Улахан-Кельская, Хорулинская, Малыкайская школы имели небольшие здания. Общежитием были обеспечены только учителя из Егольжинской школы, в остальных школах общежитий не было.

В эти трудные послевоенные годы одной из важных проблем была проблема обеспечения школ учебно-методическим материалом. Завоза учебников не было с 1943 года, если частично отправляли, то исключительно- издания прошлых лет. Букварей, книг для чтения по русскому и якутскому языкам, учебников по географии для 6 класса не было вообще.

Отсутствие в недостаточном количестве учебников, тетрадей, школьных принадлежностей влияло на процесс обучения.

Но, несмотря на все трудности, отдел народного образования района старался уделять большое внимание развитию материально-технической базы школ.

Введение всеобщего, обязательного семилетнего обучения, осуществленного повсеместно в 1949 году, привело к увеличению числа школ, контингента учащихся, учителей.

Директор Нюрбинской средней школы А.Н. Чусовской вспоминает: «В первый год я решил израсходовать отпущенные деньги в 20 тысяч рублей для создания школьной библиотеки и физического кабинета. В 1950 году было приобретено книг на 15 тысяч рублей. Если в прошлом школьная библиотека располагала 2-3 сотнями книг для внеклассного чтения, то теперь имеет 2878 книг».

В 1951-1952 учебном году в районе открывается вторая по счету средняя школа в селе Марха. В этой школе среднее образование получали дети из Хорулинской, I Кангаласской, Малыкайской, Егольжинской, Чаппандинской и других школ. Новой школе выделили наглядных учебных пособий на сумму 4205 рублей. Школа дополнительно подписалась на различные пособия на сумму 6500 рублей.

Пришкольный участок в Аканинской 7-летней школе был организован в 1953 году на площади 0,9 га. При активном участии учащихся, родителей и общественности этот заброшенный участок был полностью очищен, загорожен, обработан. В результате всех этих работ был получен высокий урожай кукурузы, пшеницы, проса, картофеля, капусты и 3 юнната: Андреева В., Давыдова А., Васильева К.- в 1954 г. участвовали во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Такие учебно-опытные участки создавались во всех школах. Так, например, по данным из отчета отдела народного образования, Нюрбинская СШ №2- 0,3 га, Малыкайская СШ- 0,65 га, Мархинская СШ- 0,75 га.

Надо отметить, что большую помощь в подготовке школ к учебному году оказывало население. Об этом свидетельствуют публикации в районной газете «Кыhыл сулус». Ежегодно силами самих учителей, учащихся, общественности делали ремонт: например, в I Кангаласской школе было отремонтировано 40 парт, покрашено 6 досок, поставлено 5 новых печей, 6- отремонтировано, стены школы отштукатурены, заготовляли дрова на зиму. В 1946-1047 учебном году было заготовлено по району 7845 кубометров дров.

В 1952 году Аканинская школа, Чукарская  неполная семилетняя стали семилетними школами.

В 1954 году на базе семилетней Малыкайской школы открывается третья в районе средняя школа. Работавший директором школы в 1955-61 гг. Борисов Парфений Прокопьевич вспоминает:»За короткое время была укреплена материально-техническая база школы: разобрано старое ветхое здание интерната и осенью того же года было закончено строительство интерната на 36 мест. В следующем году пристроили к интернату еще две комнаты и, таким образом, открыли государственный интернат на 51 место. В 1959 году силами учащихся старших классов во время их производственной практики (рук. Кириллин П.Д.) был построен гараж. В марте того же года по заявке от Министерства просвещения ЯАССР школа получила автомобиль «Урал-Зис», что позволило своевременно подвозить учителям коммунальные услуги-дрова. Весной 1960 года было начато строительство нового корпуса школы…».

В 1959 году в республике начался перевод школ с 7-летнего образования на 8-летнее, который должен был закончиться в 1962-63 учебном году. В связи с этим в 1961 году Чукарская 7-летняя школа, в 1962 году Аканинская 7-летняя школа стали 8-летними школами.

В 1965 году Чукарская 8-летняя школа преобразована в среднюю школу.

В 1959-60-х гг. по всей республике развертывается большая сеть 8-летних и средних школ с производственным обучением.

В оформлении кабинетов принимали активное участие сами учащиеся, родители, общественность. Для создания кабинета якутского языка и литературы в Нюрбинской СШ №1 от населения было собрано 74 портрета писателей, более 100 фотографий, 260 книг на якутском языке. Организовал кабинет В.Г. Платонов.

Учитель Чукарской школы В.Н. Васильев для оформления кабинета биологии привлек учащихся. Дети сами написали лозунги, нарисовали картинки, сделали для них рамки со стеклами и коробки со стеклами для коллекционирования насекомых, клетки для птиц, изготовили чучела птиц.

Школы района постепенно оснащались техническими средствами обучения. В начале 1960-х годов во многих школах были киноаппараты, радиоузлы, радиоприемники. В 1982-83 учебном году в районе из 25 школ 10 имели киноаппараты, 8-радиоузлы, 6-телевизоры.

В 1965 учебном году физкультурные залы были в Хорулинской 8-летней (84 кв.м.), I Кангаласской 8-летней (50 кв.м.) школах.

Спортивные залы строились силами самих учащихся и общественности. В 1965 году была создана ученическая бригада плотников из 18 человек для постройки типового здания спортивного зала в Нюрбинской СШ №1. Прорабом этой ответственной стройки был утвержден учитель трудового обучения Н.Н. Николаев, а бригадиром- учитель физического воспитания, мастер спорта ЯАССР А.М. Саввинов. В состав бригады были включены, в основном, учащиеся- спортсмены. Строительство зала длилось два года. 1 февраля 1967 года новый зал был введен в эксплуатацию.

В 1983-84 учебном году в районе 9 школ имели свои физкультурные залы.

В 1990 году Аканинская 8-летняя и Нюрбачанская 8-летняя школы стали средними.


Хроника развития

Педагогические кадры школ: численный и качественный состав, квалификация

Организационно-воспитательная работа школьных коллективов

А5а дойду көмүскэлигэр өлбүт буойун-учууталлар

Сэрии иннигэр уонна кэннигэр учууталынан үлэлээбит сэрии кыттыылаахтара

Учителя – труженики тыла

Начальники управления образования

Бастыŋ уопукка тирэ5ирэн

Директордар – үөрэх хараабылын хапытааннара