Педагогические кадры школ: численный и качественный состав, квалификация

Отдел народного образования района уделял большое внимание заочному образованию педагогических кадров.  Так, в 1949 году для самостоятельной работы учителей-заочников было выделено в неделю 4 свободных вечера для их самостоятельной подготовки. Так же учителей-заочников обеспечивали тетрадями, 15 штук на 1 человека, хотя бумага в то время была дефицитом.

Из учителей-заочников педагогических вузов хорошо занимались Попов П.Н. (директор Бордонской семилетней школы), Борисов Е.Е. (учитель Кочайской школы), Максимов Е.Е. (завуч Чаппандинской семилетней школы), Малыгин А.Н. (Нюрбинская средняя школа) и другие.

В район прибыли выпускники Сергачского педучилища Горьковской области. В начале 1950-х годов начала свою педагогическую деятельность Надежина В.А., ставшая впоследствии кавалером ордена «Знак Почета», отличником народного просвещения РСФСР.

В 1955 году в Нюрбу приехало 5 выпускников Якутского пединститута: Тарасова П.Ф., Далингшер Э.Э., Мочейкайте Н.И., Докторов Р.И. и Николаева Р.П. Все они начали свою работу в Нюрбинской средней школе.

За хорошую постановку юннатской работы Нюрбинская СШ №1 была награждена большой серебряной медалью  Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

В 1953 году А.Н. Чусовской был выдвинут на пост заместителя Министра просвещения ЯАССР.

Сравнительно хорошо работали Мархинское, Малыкайское и Чукарское кустовые объединения, где руководителями явились Федоров А.Е., Додохов В.Н. и Прокопьев М.Я.

Мархинская средняя школа являлась одной из крупных школ района. В эти годы школой руководил Никифор Николаевич Григорьев- отличник просвещения РФ, заслуженный учитель ЯАССР. Н. Н. Григорьев вложил немало сил в укреплении учебно-методической базы и повышения качества обучения учащихся Мархинской школы, реорганизованной в 1951 году в среднюю школу. В период его работы в школе особенно хорошо было поставлено преподавание физико-математических дисциплин. Это он вырастил таких замечательных преподавателей физики П.А. Яковлева, математики Н.П. Иннокентьева, Г.Н. Акимова, снискавших всеобщее уважение учительства района и общественности.

Нюрбинская средняя школа №1 занимала среди школ района особое место, потому что именно она являлась передовой школой района, где работали одни из самых лучших учителей. В 1957-1963 гг. школой руководил Борисов Ефим Егорович. Он был исключительно способным человеком, систематически и настойчиво работал над пополнением своих знаний и повышением учительской квалификации.

В 1958 году НСШ №1 в числе 50-ти опытных школ РСФСР была переведена на производственное обучение. Школа стала готовить механизаторов, овощеводов, животноводов. За короткое время в школе были оборудованы прекрасные кабинеты механизации, растениеводства и т.д. Школа была укомплектована специалистами с высшим образованием. Благодаря повседневной методической помощи Е.Е. Борисова, инженер-механик А.У. Кан, ученый-зоотехник М.З. Львов, ученый-агроном Е.Г. Евсеева стали прекрасными учителями. За успехи в осуществлении производственного обучения Е.Е. Борисов был избран делегатом 2-го Всероссийского съезда учителей.

Среди лучших учителей, работавших в данное время, можно выделить Иноземцеву Н.П., Кугаевского П.Л., Николаеву А.Г., Попова П.Н., Андрееву В.В., Андреева Б.Н., Игнатьеву М.Н., Николаеву Р.П.

В 1970-1971 учебном году в районе было 24 школы, из них 5- начальных, 13- восьмилетних, 6 средних школ. Общее количество учащихся составляло 7657 человек.  Учителей было 421 человек.

Отсюда можно сделать вывод о том, что из 421 учителей района 253 человека имели высшее и незаконченное высшее образование; 168 человек имели специальное педагогическое и среднее образование.

В 1990 году в республике была введена «Концепция обновления и развития национальных школ в Якутской АССР», предусматривающая в кадровом обеспечении разработку комплекса мероприятий для подготовки и переподготовки учительских кадров, способных вести обучение и воспитание в школе на родном языке учащихся.

В 1990-1991 учебном году в улусе работало 26 общеобразовательных школ, из которых 5- начальных, 3- восьмилетних, 17 средних школ. В них обучалось 5706 учащихся, и на начало учебного года работало 577 учителей.

Общее количество учителей старших классов составляло 314 человек, из них 292 с высшим образованием- 93%, 11 с  неполным высшим образованием, со средним педагогическим – 11.

В 1945-1946 учебном году в Ленинском районе работало 146 учителей, из которых с высшим образованием был лишь один учитель, с  незаконченным  высшим образованием- 7 человек, со средним образованием- 84 педагога, с незаконченным средним образованием- 54 человека. Спустя 45 лет мы видим совершенно другие показатели. В 1990-1991 учебном году в районе из 577 учителей 461 имели высшее образование, с незаконченным  высшим образованием- 18 человек, со средним педагогическим – 141.

Из всего изложенного можно заключить, что в республике и в районе в изучаемый период уделялось большое внимание проблеме обеспечения школ учительскими кадрами, повышения их квалификации, и Нюрбинский район был практически укомплектован высококвалифицированными педагогическими кадрами.

Совершенствование учебно- методической работы в школах района.

Низкие показатели были в Мархинской неполной средней школе, где из 187 учащихся были переведены только 67 человек (директор Григорьев Н.Н.), в Аканинской начальной школе, где из 27 учащихся были переведены 12 человек (зав. Федоров Н.Д.).

По борьбе с отсевом учащихся отдел народного образования района проводил следующие мероприятия:

  1. В 1945-1946 учебном году работали интернаты, в которых проживало 335 учащихся, из них 55 человек- за счет колхозов; был открыт колхозный интернат на 130 учащихся, в 1948- 1949 учебном году развернута сеть государственных интернатов в количестве 20 с содержанием в них 900 детей, в 6 колхозах организованы инициативные интернаты с содержанием в них 30 детей.
  2. В 1945-1946 учебном году патронировано 80 детей- сирот, а в 1948-1949 учебном году- 60 детей-сирот, в 2 детдомах устроено 200 детей, круглых сирот, в санаторно- лесной школе- 50 детей с ослабленным здоровьем.
  3. На приобретение одежды в 1945-1946 учебном году собрано и отпущено 25 000 рублей, в 1948-1949 учебном году создан фонд всеобуча деньгами (17 000 рублей), продуктами питания и обмундированием.

Успеваемость учебы в школах района в этот период была низкой. Так, в 1945-1946 учебном году из 2612 учащихся были переведены в следующие классы 1346 человек, оставлено на второй год 866 учащихся, исключено 128 человек.

Экскурсии, работа на опытно-учебных участках, наблюдения в уголках живой природы, участие в производственной работе колхозов, совхозов должны были войти в жизнь школ.

Из числа учителей биологии нашей республики выделились передовые преподаватели, опыт которых изучался и внедрялся в других школах. Следует отметить работу отличника народного просвещения Б.Н. Андреева из Нюрбинской школы.

Борис Николаевич Андреев- заслуженный учитель РСФССР, заслуженный работник культуры ЯАССР, отличник образования РСФСР, кавалер ордена Октябрьской революции, награжден медалью им. К.Д, Ушинского.

В районе стали открываться средние школы: в 1954 г.- Малыкайская средняя школа, в 1957 г.- Нюрбинская средняя школа №2.

В декабре 1967 года в г. Кемерово прошла научно-практическая конференция «Кабинетная система- одна из форм повышения качества учебно- воспитательной работы», где принял участие директор НСШ №1 Н.В. Такыров.

Николай Васильевич, приехав с конференции, поставил  перед педагогическим коллективом вопрос о кабинетной системе обучения. Учителя взялись за дело с большим энтузиазмом. Была привлечена широкая общественность: родители, все предприятия и организации, в том числе совхоз, промкомбинат и типография.  В школе за 1968-1969 учебный год привлечено, кроме бюджетных ассигнований, 13 тыс. рублей, собранных от общественности и заработанных на субботнике.

Кабинет якутского языка и литературы, созданный заслуженным учителем школ ЯАССР В.Г. Платоновым, был известен  не только в Ленинском районе, но и по всей республике. В 1971 году на базе этого кабинета преподаватели кафедры якутского языка и литературы М.А. Черосов, П.С. Афанасьев, Н.Д. Дьячковский, А.К. Сивцев и другие провели семинар учителей якутского языка и литературы в группе Вилюйских районов.

Если в 1969-1970 учебном году по Ленинскому району из 7293 учащихся на второй год было оставлено 609 учащихся, успеваемость достигла 91,6%, то в 1974-1975 учебном году в результате кропотливой работы учителей района на второй год из 7682 учащихся оставлено 342 ученика, успеваемость достигла 95,5%.

Таким образом, с 1945 по 1991 год произошли определенные изменения в содержании педагогического процесса в школах Нюрбинского района.

Введение 7-летнего, 8-летнего, затем всеобщего среднего образования способствовали всеобщему обучению детей школьного возраста. Если в 1945-1946 учебном году процент успеваемости учащихся Нюрбинского улуса составлял 46,8%, то в 1991 году успевает 98,7% учащихся. Эффективно применяемые в школе новые методы обучения: кабинетная система, политехническое образование, новые программы, реформа общеобразовательной школы, концепция обновления и развития национальной школы- повысили и повышают уровень преподавания учителей и подняли качество успеваемости учащихся по району.


Хроника развития

История развития общебразовательных школ Нюрбинского района (1945-1991 г.г.)

Организационно-воспитательная работа школьных коллективов

А5а дойду көмүскэлигэр өлбүт буойун-учууталлар

Сэрии иннигэр уонна кэннигэр учууталынан үлэлээбит сэрии кыттыылаахтара

Учителя – труженики тыла

Начальники управления образования

Бастыŋ уопукка тирэ5ирэн

Директордар – үөрэх хараабылын хапытааннара