Организационно-воспитательная работа школьных коллективов

В изучаемый период воспитательная работа шла, в основном, по 5 направлениям: патриотическое, интернациональное, трудовое, эстетическое, спортивно-оздоровительное.

         В неполных средних и в средней школе проводился один раз в неделю воспитательный час. Аккуратно выпускались стенные газеты. Выпуском стенгазет занимались сами учащиеся. Стенная печать, несомненно, была важным средством воспитания.

В дни знаменательных дат читались доклады, а в младших классах классные руководители проводили беседы. В 1946-47 гг. классными руководителями было проведено 179 бесед по различным темам: о подвигах героев Отечественной войны, о жизни и деятельности вождей, о праздниках и выборах Советов и т.д. Кроме этого в Нюрбинской средней школе по приказу директора Г.В.Федорова все классы проводили политчасы, где под руководством классных руководителей учащиеся по очереди делали короткие сообщения и доклады на тему «Новости недели». Среди населения силами учащихся старших классов и учителей было прочитано 11лекций.

Вся воспитательная работа в изучаемый период проводилась на примере жизни и деятельности В.И.Ленина. В каждой школе были оформлены Ленинские комнаты, школы переписывались с ленинскими музеями страны, учащиеся ездили по путевкам в г.Ульяновск, на родину Ленина.

Так, в Маарской восьмилетней школе с 1969 года работал музей, посвященный В.И.Ленину. Музей имел 16 разделов, материалы музея были вывешены в коридоре школы, а также представлены в специально отведенном зале. Руководителем музея работала Никифорова Александра Ивановна.

В районе, носящем имя Ленина, такой музей был единственным. Музей пользовался большой популярностью, приезжало много гостей, среди них были делегаты, ветераны войны и труда. Работой музея руководил совет музея.

Большое внимание уделялось патриотическому воспитанию молодого поколения. Традиционными являлись в школах района уроки мужества.

 Военно-патриотическое воспитание в школах Ленинского района можно показать на примере работы трех крупных школ: Нюрбинской средней школы № 1, 1-й Кангаласской и Аканинской средних школ.

В школе № 1  п. Нюрба работал историко-краеведческий кружок, которым руководил заслуженный учитель школы ЯАССР П.Н.Попов. Организации кружка предшествовала подготовительная работа. Содержательные беседы учителя вызвали живой интерес к жизни района. 14 учащихся пожелали заниматься изучением истории родного края и записались в кружок.

Кружок свою работу начал с изучения истории своего района. Участники кружка собирали материал по заданию руководителя, который объяснял им, как собирать его, как писать статьи. Кружок неоднократно выезжал в колхозы и на участки совхоза «Нюрбинский» с целью знакомства с производством и проведения политико-массовой работы.

Жители поселка Нюрба поддерживали работу кружка. Члены его были известны им как агитаторы и пропагандисты по изучению родного края. Кроме того, кружковцы выступали в районном клубе, в библиотеке, а также проводили несколько бесед и докладов в своей школе, в школе № 2, в Антоновской 8-летней школе, в Джикимдинской и Сюлинской начальных школах.

Интересным мероприятием стала организация встреч с участниками гражданской и Отечественной войн. Была организована встреча с сыном командира партизанской дружины, участником обороны Нюрбы Гурием Наумовым, с участником гражданской войны Н. Ноговицыным, участником обороны Нюрбы Н.И. Нюрбинцевым.

Участники кружка беседовали со старожилами района; собрав материалы у населения, члены кружка обрабатывали их и делали свои заключения.

Одной из действенных форм ознакомления с жизнью района явились экскурсии. Кружковцы ездили с экскурсией на Кемпендяйский сользавод и грязелечебницу, на Тойбохойский пришкольный участок, в п. Сунтар на ледяную гору. На солезаводе учащиеся ознакомились с разработкой и процессом добычи соли. Участник гражданской войны Н.И. Нюрбинцсв ознакомил с линией обороны п. Нюрба.

С 1962 г. в 1-й Кангаласской школе начал свою работу историко-краеведческий кружок. Кружком руководил Максимов Василий Егорович. В кружке занимались ученики 4-8 классов, их было 13 учащихся. В основном, этот кружок занимался изучением родного края. Работу члены кружка начали с поиска и обработки архивных материалов. Затем посетили производственное управление района, районный статистический отдел, районо и методический кабинет. Собрали довольно большой материал по народному хозяйству района и развитию культуры. Следующей темой, которой занимались кружковцы, было развитие крупных колхозов: «Кыһыл сухаһыт», «Красное знамя», колхоз им. Карла Маркса.

      Стали проводиться встречи поколений, звездные эстафеты, проводы на пенсию, встречи с ветеранами.

С 1965 г. в Аканинской школе работал военно-исторический кружок «Красный следопыт». Они в первое время собирали материалы об участии жителей своего наслега в Великой Отечественной войне. Далее изучили тему «Наш Нюрбинский район в годы Великой Отечественной войны», затем — «Боевые традиции народов Якутии в Великой Отечественной войне».

К поисковой работе привлекались все учащиеся 6-8 классов, их было 90 человек. Они отправили воинам республики более 5000 писем с просьбой написать воспоминания о своем участии в боях за Родину и о других воинах-якутянах. Так, ребята поддерживали связь более чем с 900 воинами республики и их семьями. Собрано 756воспоминаний и фотографий. В музее боевой славы хранится 18 наградных документов. Учащиеся читали их как страницы интересной книги. Свои фотографии с автографами прислали 12 маршалов и генералов армии. Ребята были в 11 походах. Уточнили количество призванных на войну и награжденных земляков.  Последних оказалось 241, а раньше считалось 57.

Красные следопыты в ходе сбора воспоминаний, с согласия местных органов, заполняли отдельным инвалидам войны наградные листы и представляли в райвоенкомат.

Ребята сделали вывод, что работа следопыта увлекательна и полезна, поиски, таящие немало неизвестного, очень заманчивы. Для этого нужно быть настойчивым и волевым. Отличительной особенностью деятельности следопытов являлось то, что эта работа носила  не только познавательно-воспитательный, но и общественно-полезный характер.

Многие участники войны по различным причинам не получили боевых наград. Благодаря помощи следопытов, 109 бывших фронтовиков получили свои заслуженные боевые награды. В этом следопыты видели громадную пользу своего труда, чувствовали благодарность многих людей, и это приносило им глубокое удовлетворение.

Для поисковой работы использовались такие приемы и методы, как инструктаж, беседа, показ, поручение, работа в архивах, переписка и изучение материалов периодических изданий.  Работой следопытов руководил Герасим Иванович Васильев.

Большую популярность среди учащихся имел кружок юннатов «Юный натуралист», руководимый энтузиастом краеведения Якутии Б.Н.Андреевым.

По заданию бюро кольцевания при Совете Министров СССР с 1948 по 1952 г. окольцевали 800 птиц на территории района.

В зоологическом отделе пришкольного участка в 1950-52 гг. под наблюдением содержалось 44 вида животных с общим числом свыше 200 штук: из них млекопитающих- 10 видов с общим числом 35 штук; птиц- 13 видов, с общим числом 46 штук; сельскохозяйственных животных- 4 вида с общим числом 46 штук и других позвоночных -4 вида, 25 штук.

Юные ботаники на пришкольном участке проводили ежегодно опыты по получению высокого урожая картофеля, зерновых, овощей по размножению 2-х сортов ветвистой пшеницы «Кахетинский» и «Сталинки». Опыты по получению высоких урожаев на пришкольном участке Нюрбинской школы ежегодно давали очень хорошие результаты.

Впоследствии активные члены кружка стали учеными: Д.И. Бойнов — доктор сельскохозяйственных наук, А.А. Хоч, Ю.П. Иванов — кандидаты ветеринарных наук, П.П. Гаврильев, С.Е. Мостахов — кандидаты географических наук, Г.Д. Балакшин, Н.Н. Гаврильев — кандидаты геолого-минералогических наук, Н.И.Васильев — кандидат химических наук.        Таким образом, кропотливая работа юных натуралистов не исчезла бесследно, свои плоды оставила в развитии естественных наук Якутии.

Большое значение придавалось интернациональному воспитанию школьников. По стране, по республике, по улусам создавались школьные клубы интернациональной дружбы (КИД).

Работу клубов интернациональной дружбы мы можем увидеть из примера клуба «Факел» Антоновской средней школы.

Секция «Моя родина — СССР» изучала историю СССР, проводила тематические выставки, заочные экскурсии. В течение трех лет, начиная с 1983 г., кидовцы ездили на экскурсии по реке Лена, побывали в городах Средней Азии; 25 детей в 1985 г. в период зимних каникул ездили на Дальний Восток.

В 1975-1976 учебном году в районе художественной самодеятельностью было охвачено 1485 учащихся, наибольшее количество кружков было организовано в Аканинской (7 кружков), в Нюрбинской СШ № 1, в Нюрбинской СШ № 2, в Антоновской средней школе (по 4 кружка), не было кружка художественной самодеятельности в I Кангаласской 8-летней школе.

Открытие в 1963-1964 гг. детской музыкальной школы в поселке Нюрба явилось значительным событием в культурной жизни района. Талантливые дети смогли дальше развивать свои способности уже с помощью опытных педагогов- Школа тогда имела только 2 класса: класс фортепиано и класс баяна. Первым директором стал Березкин Л.В. — одаренный и талантливый учитель пения Нюрбинской средней школы № 1.

Школы в период с 1945 — 1991 г.г. последовательно и целеустремленно осуществляли трудовое воспитание, постоянно прививая школьникам глубокое уважение к труду, желание после окончания школы встать в ряды активных работников народного хозяйства страны. Учителя воспитывали убежденность, моральную стойкость, понимание цели и смысла жизни, нетерпимость к разного рода вредным привычкам.

С 1966 г. регулярно организуются летние лагеря труда и отдыха, которые стали популярными не только в республике, но и за ее пределами…

Овощеводческая бригада комплектовалась из учащихся 6-8 классов в составе 90 человек. Каждое из 3-х звеньев работало на опытном поле в течении одного месяца.

  В течение ряда лет учащиеся на пришкольном участке и на опытном поле совхоза «Нюрбинский» провели около 30 опытов.

Следует прежде всего отметить, что советская школа 1945-1991 годов в своей работе руководствовалась общими для школ всей страны директивами Коммунистической партии и Советского правительства, указаниями Министерства просвещения и стремилась учитывать научные рекомендации Академии педагогических наук.

Наряду с совершенствованием учебного процесса большое внимание уделялось и воспитательной работе учащихся. Она шла в связи с требованиями времени, под ленинско-коммунистическим лозунгом и по таким основным направлениям как патриотическое, интернациональное, трудовое, эстетическое, спортивно- оздоровительное. По всем этим направлениям учителями и организаторами в районе проводилась целенаправленная работа: опыт работы юннатов и производственных бригад Нюрбинской средней школы №1, военно-исторического кружка Аканинской средней школы, успехи юных талантов Нюрбинской музыкальной школы были широко распространены по всей республике.

Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу, что история развития школ Нюрбинского района неразрывно связана с развитием народного образования в республике, в стране и несмотря на определенные трудности, школы, в изучаемый период, укрепляли свою материально-техническую и учебно-методическую базу, обеспечивали школы высоко квалифицированными педагогическими кадрами, постоянно совершенствуя учебный процесс и воспитывая школьников района в лучших традициях старшего поколения.

Анна Артуровна Никифорова,

«Ньурба», 2002 год, №117-120


Хроника развития

История развития общебразовательных школ Нюрбинского района (1945-1991 г.г.)

Педагогические кадры школ: численный и качественный состав, квалификация

А5а дойду көмүскэлигэр өлбүт буойун-учууталлар

Сэрии иннигэр уонна кэннигэр учууталынан үлэлээбит сэрии кыттыылаахтара

Учителя – труженики тыла

Начальники управления образования

Бастыŋ уопукка тирэ5ирэн

Директордар – үөрэх хараабылын хапытааннара