Учителя – труженики тыла

Первоочередной задачей органов народного образования и школ являлось в то время – 100% охват всех детей школьного возраста, резкое улучшение качества педагогической работы.

    В первый военный 1941-1942 учебный год Нюрбинскому РОНО не удалось выполнить план по всеобучу. Вместо утвержденных по августовскому плану 3297 человек, в школах обучалось 3160 человек, вне школы осталось 137 детей.

    В 1943-1944 учебном году были открыты 6 государственных интернатов на 250 учащихся и 21 колхозный интернат на 293 ученика. Кроме того, была объявлена декада помощи школам, в ходе которой от населения поступило в фонд учебы 12944 кг продуктов, в т.ч. 105 кг масла, 588 кг мяса, 6765 кг зерна, 3136 руб. деньгами.

    Для необеспеченных детей поступило 400 пар валенок, государственные интернаты получили 700 м. мануфактуры, колхозные – 240м. Горячие завтраки были организованы в 13 школах.

    Как видно из отчета Нюрбинского РОНО подготовка школ к 1944-1945 учебному году шла еще более успешно. По вопросу охвата, в основном, справились почти все школы: охвачено было 2946 учащихся, при плане 2972;, заготовлено 6547 кубометров дров из 7687 кубометров по плану, из них подвезено 4471 кубометров. Учащиеся старших классов своими силами заготовили 1059 кубометров дров.

    В успешном осуществлении плана всеобщего, обязательного обучения детей и для устройства детей военнослужащих большое значение имело увеличение детских учреждений и расширение мест в них.

Данные за 1945 год

Наименование детских учреждений Количество Количество детей В том числе детей военнослужащих
Детдома 2 200 67
Госинтернат 7 33 112
Колхозные интернаты 130 32
Детсады 1 40 25
Детясли 1 50 11
Итого 11 755 277

    В Нюрбинском районе имелось 28 школ, в т.ч. одна средняя. В первый военный учебный год 154 учителя обучали 3072 ученика.

    Учительство вкладывало в дело более весомый физический вклад. Так, учителя Чаппандинской семилетней школы за годы войны выстроили четыре жилых дома, сэкономив тем самым 39570 рублей государственных средств.

    В 1943 году были введены в действие «Правила для учащихся», способствующие укреплению сознательной дисциплины и организованности школьников, улучшению их успеваемости. «Правила» преследовали цель привития учащимся нормы коммунистического поведения и культуры, они стали для них моральным кодексом.

    Особенно оживилась инспекторская проверка. Например, за 1943-1944 учебный год завроно П.И.Степанов с целью проверки выполнения вышеуказанного указания Наркомпроса посетил 10 школ, инспектора РОНО Таюрский – 13, Васильев – 11, Шадрин – 20, зав. Педкабинетом Самсонов – 5. Представители РОНО посещали уроки, организовывали открытые уроки с последующим разбором, указывали на недостатки в учебной работе, давали методические советы учителям. Главное внимание обращалось на проверку фактических знаний учащихся, на идейность преподавания и методическую выдержанность уроков.

    Немаловажное значение имел и внутришкольный контроль: директорами неполных средних школ посещено было 487 уроков, завучами – 738, завшколами – 337; взаимные посещения учителями составляли 223 урока, открытые – 52.

   Большое внимание уделялось урокам якутского и русского языков, выполнению учебных программ по литературе, усвоению пройденного материала учащимися. Итоги посещений обсуждались на педсоветах, поэтому оказывали положительное влияние в работе всего коллектива.

    Особое значение для повышения качества учебы имели педсоветы. В Мархинской школе за учебный год их созвали 21 раз, где обсуждались:

Состояние преподавания отдельных предметов: якутский и русский языки, арифметика, география, история, биология и т.д.

Отчеты классных руководителей, воспитателей интерната, пионервожатого

Заочное самообразование учителей

Методические вопросы: организация внеклассного чтения в 5-7 классах, развитие устной речи учащихся в начальных классах, открытые уроки.

    Установилось правило, что учителя готовились к открытым урокам за неделю. Заранее составлялись планы, учителя получали определенные задания на посещения: одному – протокол урока, другому – дисциплина класса, третьему – язык учителя и ответы учащихся, четвертому – методические приемы, наглядность, методика домашнего задания, пятому – каллиграфия записей учащихся. Проводилась практика оценки уроков учителей.

    Основными задачами школ  в годы войны являлись: повышение успеваемости, как никогда раньше воспитание учащихся в духе беспредельной любви к Родине и смертельной ненависти к фашизму, расширение помощи фронту, укрепление обороноспособности Родины. Учащиеся постоянно информировались о ходе ВОВ, воспитывались советскому патриотизму на примере бойцов Красной Армии.

    Вся внеклассная работа пронизывалась идеями защиты Отечества, программный материал тесно увязывался с героической борьбой советского народа против фашистских агрессоров. Материалы по языковым предметам и литературе, к устным занятиям и письменной работе подбирались так, чтобы учащиеся качались военно-патриотической тематики.

    Многие языковеды Нюрбинского района также добились значительных успехов в повышении успеваемости учащихся по русскому языку. Так, например, учитель русского языка Чукарской начальной школы Петров Г.С., уделяя внимание на правильное и выразительное чтение, требовал точные, полные ответы. Он добился развития у учащихся устной разговорной речи.

    Преподавательница Малыкайской неполной средней школы А.И.Рожина успеваемость по русскому языку довела в 6 классе до 89%, в 7 классе до 100%.

    Передовыми преподавателями по истории являлись: С.П.Тихонов (Нюрбинская средняя школа), М.М.Бубякин, П.П.Васильева (Андайбытская начальная школа).

     Во многих школах района работали исторические кружки. В 1-Кангаласской семилетней школе руководителем исторического кружка был Е.А.Федоров. В кружке занимались 39 учащихся. Успеваемость членов кружка достигла по итогам года 100% при 97,8% посещаемости, 10 человек сдали экзамены на «отлично», 15 – на «хорошо».

    По внеклассной работе отличились учителя Г.С.Семенов, С.М.Антонов.

    Лучшим военруком школ стал Т.И.Петров (Хатынская неполная средняя школа). Под его руководством день в школе начинался с утренней физзарядки на 15 минут до первого звонка. Годовой учебно-производственный план за 1943-1944 учебный год был выполнен. Хатынская школа добилась по всем классам неплохих результатов по военному делу.

    Учащиеся 8-11 классов Нюрбинской средней школы каждое лето проходили военные сборы в лагерях. По приказу районо от 25 октября 1943 года было введено в военных пунктах (школах) обучение военнообязанной части населения русскому языку и якутской грамоте по 60-тичасовой программе.

     Краеведение и опытничество – это новый вид учебно-воспитательной работы в школах – по-настоящему стали развиваться только в годы войны.

     На подсобное хозяйство учителей было выделено 11,75 га земли. Они посеяли на 9 га зерновых, на 2,75 га – картофеля. Для интернатов района отведено 13,50 га земли, где посеяно 11,57 га зерновых, на 1,93 га посадили картофель.

     Под руководством ныне заслуженного учителя школы РСФСР, натуралиста-краеведа, учителя-биолога Нюрбинской средней школы Б.Н.Андреева была начата интересная краеведческая работа. Молодой учитель Б.Н.Андреев вовлек в свое занятие школьников, рассматривая изучение фауны своего края как один из эффективных способов биологического образования и как средство воспитания учащихся к любви природе и бережного к ней отношения.

    Юные натуралисты вместе со своим учителем биологии Б.Н.Андреевым прошли 2000км, многое наблюдали и изучали. Участники этих походов написали ряд работ: «Одомашивание лося», «Рыбы реки Вилюя», «Прошлое Нюрбы» и др. Первая из этих работ заслужила одобрение известного ученого П.А.Мантейфеля.

    Преподаватель Б.Н.Андреев на уроках биологии систематически пользовался наглядными пособиями, как готовыми, так и изготовленными им самим, проводил различные опыты. Он интересовал учащихся красочной передачей содержания урока, обязательно увязывал тему с современностью.

     В военные годы заметно усилилась методическая работа преподавателей. Об этом свидетельствуют отчеты РайОНО. Например, 1944-1945 году по Нюрбинскому району были созданы 9 методических объединений. На них обсуждались доклады по методике преподавания, проводились 94 открытых урока, 239 взаимных посещений учителей. Всего на них приняло участие 783 учителя. На 37 кустовых совещаниях с охватом 456 учителей обсуждались 82 учебно-методических вопросов, 49 докладов на методические темы.

     Хорошую работу показали кустовые методические объединения при Хатынской (рук.В.Г.Платонов) и Третьей Бордонской (рук.С.М.Кушатов) неполных средних школ. В Хатынском кустовом объединении было проведено 5 кустовых совещаний, заслушано и обсуждено 10 докладов, рассмотрено 8 методических вопросов, проведено 16 открытых, 57 взаимных посещений учителей.

    В Нюрбинском районе только за 1942-1943 год работало 78 учителей- заочников. Из них 20 человек учились в Якутском пединституте, 58 – в педучилищах. Нюрбинское РайОНО для помощи учителям-заочникам организовало консультационные пункты при средних и неполных средних школах.

     Учителя Нюрбинского района, будучи самыми авторитетными людьми, повседневно занимались агитационной работой среди населения, сообщали трудящимся о положении на фронтах, призывали население помогать фронту.

    В Нюрбинском районе лучшими пропагандистами и агитаторами являлись: А.Н.Айкаров в Хоруле, Н.Н.Григорьев в Мархе, С.И.Николаев в Чукаре. Н.В.Емельянов в Сюльцах и т.д. Агитационная работа А.Н.Айкарова в Хорулинскм наслеге способствовала членам колхозов «Красная Радуга» и «Пламя Октября» выполнить досрочно обязательства сдачи мяса и молока государству, закупить на 100% госзаем в срок. 84-летний колхозник В.Данилов сдал в фонд обороны одну голову рогатого скота.

    Учительница Мальжагарской школы М.С.Иванова «самое деятельное участие принимала в кампании по сбору теплой одежды для бойцов, в организации и отправке подарков на фронт и т.д. Проводила среди родителей и населения беседы о текущих событиях, о положении на фронтах Отечественной войны, посещала самые отдаленные участки».

     За октябрь 1941 года по району было собрано и отправлено для фронта 2173  теплых вещей, в том числе много дох, шапок, 20 комплектов ватных костюмов, 64 пар валенок и т.д.

     Учителя Кочайской и Аммосовской школ в фонд обороны внесли 9 штук серебряных и золотых вещей, а также облигаций займа на сумму 5350 рублей. Школьница Шура Чусовская внесла золотое кольцо, ее подруга Нюта Татаринова – старинную золотую монету.

     Отвечая на призыв Коммунистической партии, учащиеся Чаппандинской неполной средней школы в количестве 260 человек в фонд обороны внесли облигации займа на сумму 1275 рублей, 140 рублей наличными, 4 штуки ценных вещей.

    Учителя Егольжинской семилетней школы отчисляли 10-15-дневный заработок. Кроме того, на эти же цели учащимися было собрано 400 рублей.

    Учитель Мархинской школы Н.Н.Григорьев помог наладить бухгалтерский учет в колхозе «Путь Ленина». Учитель Аканинской школы Саввинов работал руководителем полевой бригады в колхозе. Учитель Чаппандинской семилетней школы Н.И.Тихонов в колхозе «Путь социализма» Жарханского наслега выполнял норму сеноуборки на 180-190%.

    Во многих школах создавались ученические бригады. Пионеры и школьники за лето 1943 года выработали 38 тыс. трудодней, в  1944 году – 45 тыс. трудодней.

     В первой Жарханской начальной школе ученические бригады выработали 1645 трудодней, в Мархинской – 4424, Чаппандинской – 4831.

     Значительная работа проводилась по сбору металлолома. Пионеры и школьники Нюрбинского района за годы войны собрали свыше 29 тонн лома черного металла, 2089 кг. цветного металла.

    В школах Нюрбинского района ученические охотничьи бригады возглавляли учителя. За 1943г. охотничьи бригады Хатынской семилетней школы сдали пушнину на сумму 975 рублей, Чаппандинской – 1756 шкур бурундуков, 265 – водных крыс.

    В Нюрбинском районе число тимуровских отрядов колебалось за годы войны от 60 до 80. В 1942-1943 учебном году тимуровцы распилили семьям фронтовиков 310 кубометров дров, завезли 63 воза льда и 57 бочек воды. За последние два года войны в помощь сиротам и семьям красноармейцев было собрано 23,5 тонн продуктов, 23156 рублей деньгами, 923 штук различной одежды, 224 штук посуды.

    В 1944-1945 учебном году по инициативе пионерской организации Третьей Бордонской семилетней школы было создано 4 тимуровских команды. Они заготовили 31,6 саженей дров, 25 возов долготья, собрали 480 рублей деньгами на помощь семьям красноармейцев. Детскую помощь семьям фронтовиков высоко оценил Верховный Главнокомандующий Красной Армии И.В.Сталин.

    Многие учителя-ветераны в последнее время находились и находятся на передовых рубежах просвещения, показывая образцы самоотверженного труда и педагогического мастерства, воспитывая молодежь на своем богатом жизненном и педагогическом опыте. Среди них заслуженные учителя ЯАССР, отличники народного просвещения: Д.И.Павлов, А.И.Николаев, В.Е.Максимов, Н.П.Саввинов, И.И.Васильев, Р.С.Семенов и др.

Алексеева Мария Прокопьевна,

«Из истории развития народного образования в Нюрбинском улусе» кинигэттэн


Хроника развития

История развития общебразовательных школ Нюрбинского района (1945-1991 г.г.)

Педагогические кадры школ: численный и качественный состав, квалификация

Организационно-воспитательная работа школьных коллективов

А5а дойду көмүскэлигэр өлбүт буойун-учууталлар

Сэрии иннигэр уонна кэннигэр учууталынан үлэлээбит сэрии кыттыылаахтара

Начальники управления образования

Бастыŋ уопукка тирэ5ирэн

Директордар – үөрэх хараабылын хапытааннара