Верность традициям
Наша школа отмечает свое 135-летие. Более века, несмотря на смену эпох, школа существовала и жила достойно, была в центре общественной жизни села и района. И сегодня педагогический коллектив и учащиеся держат марку и верны своим вековым традициям.
Как и в каждой школе, имеющей многолетнюю историю, из поколения в поколение передаются, бережно сохраняются и развиваются традиции, которые приумножаются из года в год.
Традиционно точно, до дня и минуты, планируются и проводятся массовые мероприятия, традиционно учебный год начинается с осенней трудовой практики, праздника «Осенний бал», и заканчивается в мае месяце праздниками «Кулуhун», детским ысыахом, спартакиадой школьников и летней производственной практикой. А в последние годы стали проводить и Ысыах Агрошколы. Ежегодно в День Учителя организуется День дублера – день полного ученического самоуправления, где учащиеся 11 классов становятся учителями и берут бразды правления в свои руки. Традиционно в Новый год одиннадцатиклассники готовят праздничный концерт, а их родители организуют новогоднее кафе. На церемонии вручения премий по итогам уходящего года отмечаются учащиеся, работники, социальные партнеры школы за победу в различных номинациях. 9 мая в День Победы свято исполняется Вахта памяти. Пятиклассники читают литературно-художественный монтаж, выпускники возлагают гирлянду к памятнику павшим воинам, для учащихся проводятся смотр песни и строя, конкурс хоровой военно-патриотической песни. В последние годы также введены новые традиции – это общешкольная еженедельная линейка (каждый вторник, после 2 и 3 уроков), ежегодный кустовой слет летних лагерей «Прощай, сезон чудес!», общественная аттестация учащихся 9-11 классов и т.д.
Это далеко не полный список традиций нашей школы, его можно бесконечно продолжать. Ведь школа – это целый мир со своими законами и устоявшимися правилами, праздниками и буднями, это особая неповторимая атмосфера.
Можем с уверенностью сказать, что во многом любовь к школе определяют традиции, которые делают школу чуть непохожей на другие, она становится особенной, которой можно гордиться. В чем особенность нашей школы? Какие принципы и ценности создают ее привлекательность, общность интересов, сплоченность коллектива?
«Один в поле не воин». Вся управленческая деятельность базируется на данном утверждении. Потому что мы уверены: совместная творческая атмосфера педагогического коллектива – самый мощный двигатель развития. А творчество в школе – это, прежде всего, общее дело, интересы, взаимное уважение, высокий КПД каждого участника образовательного процесса. Одним из доказательств тому является успешное участие на профессиональных конкурсах наших учителей. Секрет прост – это работа целой команды и группы поддержки. Вот где каждый ощущает чувство локтя, товарищества, единения и гордости за свою школу. Мы гордимся нашими учителями и своим вкладом в их победу на различных конкурсах: Кириллиной Р.А., Григорьевой Н.Г., Михайловой Е.Н. – победителями районного и участниками республиканского конкурса классных руководителей «Сердце отдаю детям»; Спиридоновой М.И. – победителем республиканского конкурса «Учитель-виртуоз НИТ»; Семяновой С.В. – лауреатом 1 степени районного конкурса молодых учителей «Новые имена»; Анисимовой В.В., Васильевой Л.Н., Саввиновым Г.М., Спиридоновой З.И., Ушкановым Ф.Ф., Ефремовой Л.С., Семяновой С.В., Ксенофонтовой Н.А. – лауреатами и обладателями Гран-при районного и регионального конкурсов «Я и мой наставник»; Филипповым И.Н., Самыровой М.В. – призерами районного конкурса «Учитель года». И Ушкановым Федором Федоровичем – лауреатом 1 степени регионального конкурса молодых учителей «Учитель-исследователь», абсолютным победителем республиканского конкурса «Учитель года-2012», участником Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013».
«Кадры решают все». К кадровому вопросу нужно отнестись весьма серьезно. Например, хороший классный руководитель потянет за собой любой «трудный» класс. Если в наслеге имеются дипломированный хореограф, музыкальный руководитель, то это счастье для сельчан – дети затанцуют и запоют. Если есть хорошие тренеры по спорту, то за мальчиков можно не волноваться. В этом плане нам очень повезло: у нас есть прекрасные специалисты и энтузиасты своего дела – Тихонова М.Н., Иванова Т.Н., Новгородова Т.М., Тыасытов В.А., Платонова Г.Н., Ушканова А.А., молодые педагоги Васильева П.М., Саввинова Л.Н., Яковлева Л.И. и др. Скорбим по нашей Иннокентьевой Анидоре Игнатьевне, учителю музыки высшей категории, руководителю вокальной группы ансамбля «Сыккыс», 48 лет проработавшей в нашей школе верой и правдой, вплоть до ее внезапной кончины от тяжелой болезни в июле нынешнего года. Это невосполнимая утрата, как для нашего коллектива, так и для всего района. Успешное участие учащихся, детских творческих коллективов «Сыккыс», «О5о саас», «Сардана саhар5алара», «Дьиэрэй» на конкурсах, фестивалях, их выход на международный уровень, а также успешное участие юных спортсменов в различных соревнованиях – это результат плодотворного сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. И конечно, в первую очередь, это результат ежедневной кропотливой работы педагогов музыкальной школы, спортивной школы, наших учителей музыки, физкультуры, понимания и поддержки родителей.
«Новое – это хорошо забытое старое». Данное утверждение как нельзя лучше подходит к работе детских общественных организаций. Так, например, традиции пионерской дружины им.М.В.Мегежекского воссоздаются в работе детской организации «Эрэл». Школа и класс успешны тогда, когда существует культура детского объединения. Культура детской организации – это традиции и обычаи детского коллектива. Они передаются от старшеклассников, их подхватывают первоклассники, которые с удовольствием принимают участие в жизни школы. Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какие отношения складывались у них в школьном коллективе, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь в школе.
За последние годы идет обновление содержания детских объединений под флагом РДШ, в рамках реализации программ Единого детского движения «Саха сирин кэскилэ. Мы – будущее Якутии» под эгидой Президента РС(Я), «Эркээйи-2». Жизнь идет ускоренными темпами, меняются поколения, меняются программы, меняется их содержание, но неизменными остаются ценности добра, дружбы, любви к Родине. Поэтому сегодняшние следопыты и наследники – это те же вчерашние октябрята и пионеры.
Социокультурная развивающая среда рассматривается нами как основной фактор воспитания и социализации ребенка. В Бордонском наслеге имеются 2 детских сада «Мичил» и «Сардаҥа». В прошлом году введено в эксплуатацию новое каменное здание ДОУ «Сардаҥа». Работают учреждения дополнительного образования – филиал ДЮСШ с охватом 116 детей и детская Школа искусств с охватом 150 детей. В этом году завершится строительство нового каменного здания ДШИ. В воспитательной работе школы активно принимают участие ДНТ «Айар Киин», который тоже переехал в новое здание, сельская модельная библиотека, историко-краеведческий музей им.Ст. Васильева, общественные организации наслега. По программе поддержки местных инициатив (ППМИ) за последние 3 года в наслеге реализованы проекты «Входная арка «Бордонский наслег/село Малыкай», «Пристань на берегу реки «Я люблю Малыкай», «Спортивная площадка ДЮСШ», «Спортивная площадка – стадион открытого типа», «Стенды «Почетные граждане Бордонского наслега», «Бордоҥ нэһилиэгин чулуу дьонноро», «Водопровод в с.Малыкай». Построены парк отдыха «Дьөһөгөй» (стенды, посвященные истории совхоза им.Ст.Васильева, памятники первым директорам совхоза), Сквер Победы, футбольное поле и т.д. Таким образом, в наслеге создаются все условия для полноценного развития, воспитания и социализации детей.
С 2005 года школа носит статус агропрофилированной школы. Основными направлениями агрошколы являются овощеводство, животноводство, коневодство, с/х техника. Имеются пришкольный участок (теплая теплица, летняя теплица, огород, картофельное поле), конебаза. Большое внимание уделяется трудовому воспитанию и лагерям труда и отдыха – это овощеводческий лагерь «Арчы», сенокосный лагерь «Маарыччаан» и лагерь по коневодству «Кулунчук». В рамках программы «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время» через ГКУ РС(Я) «Центр занятости населения Нюрбинского района» заключаются договора. За последние 5 лет количество трудоустроенных несовершеннолетних растет — от 30 до 90.
В августе 2009 года введена в эксплуатацию крупная стационарная база для летнего отдыха и оздоровления детей – ДОЦ «Кымыс» в м. Мондоку в 5км. от села, что открывает для нас новые возможности для развития системы детского отдыха, создания условий для всестороннего (интеллектуального, физического, эмоционального) развития детей, развития и укрепления связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения, предприятий наслега и района.
Наша школа одна из немногих школ района, которая имеет обширный и разнообразный опыт организации летнего отдыха и оздоровления детей. История обозначила на своих страницах первые летние лагеря Малыкайской средней школы: ЛТО «Тиэргэн» по уборке сена в м.Куорбакы (80-е гг.), ЛТО «Чэчир» по уходу за молодняком в м.Айда Арыылаа5а (90-е гг.). Три года подряд ЛТО «Тиэргэн» занимал призовые места в республике среди трудовых лагерей, были отмечены фондом, призами. Воспитанники ЛТО «Чэчир» были награждены путевкой в ВДНХ г.Москва.
Добрые традиции бережно сохраняются и по сей день. Различные формы организации летних лагерей, объединенные в общую программу развития школы, предоставляют учащимся разнообразные возможности практической внеурочной деятельности, создают оптимальные условия для их полноценного отдыха, оздоровления и занятости. Активно идет поиск новых форм организации летней занятости детей. В 2018 году по инициативе общественной организации наслега – Клуба пожилых «Иэйиэхсит» стартовал проект лагеря для младших школьников «Эбээ-эһээ лааҕыра».
Большое внимание уделяется эстетической среде школы. В прошлом году все стены лестничных пролетов разрисованы по определенной тематике: центральная парадная лестница – тема родного аласа, родной Якутии, левая – современный стиль граффити, правая – «Детство – твое золотое время». В будущем концепция оформления школы будет выглядеть следующим образом: 1 этаж – «Я – родом из Якутии», 2 этаж – «Моя Россия», 3 этаж – «Я – гражданин мира».
В рамках юбилейных мероприятий, посвященных 130-летию школы, в 2015 году была открыта Картинная галерея. Галерея призвана ознакомить обучающихся и гостей школы с творчеством якутских художников (начиная от Афанасия Осипова до менее известных авторов, в т.ч. местных авторов), дать представление о богатстве и разнообразии якутского художественного искусства, развивать эстетический вкус, чувство уважения к наследию национального искусства. Галерея расположена на 2-м этаже, в левом крыле коридора школы.
С прошлого года библиотека переместилась на холл 3 этажа – это уже не закрытый читальный зал и кабинет, а открытое пространство под названием «Book’s Park» с удобными мягкими пуфиками на зеленой лужайке, где детям удобно отдохнуть, уединиться, почитать книжку.
В сентябре 2019 года в рамках федерального проекта «Современная школа» состоялось открытие Центра образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста». Под этот проект были оборудованы два кабинета, где школьники будут обучаться по предметам ОБЖ, информатика, технология, шахматы. Летом 2020 года два кабинета оформили как площадки проведения чемпионата «World Skills Russia – Молодые профессионалы», так как по двум компетенциям мы принимали участие в отборочном этапе финала Всероссийского чемпионата.
Процесс поиска новых направлений и новых форм организации образовательного процесса идет постоянно, непрерывно. А традиции школы сохраняют вечное ценное: преемственность поколений, любовь и уважение к истории родной школы, стремление приумножать ее славу… Именно та школа, которая стремится создать для себя доброе имя и через традиции сберечь это доброе имя, имеет будущее.
Григорьева А.И., заместитель директора по ВР.