- Методические рекомендации по организации деятельности образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в условиях повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее – Методические рекомендации) разработаны Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.04.2020 №2910кв «Рекомендации по применению гибких форм занятости в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
- В соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2013г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» рекомендуется Главам муниципальных районов и городских округов при организации работы образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в период объявления режима повышенной готовности и мерах по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) руководствоваться настоящими методическими рекомендациями.
- Настоящие методические рекомендации в соответствии с нормами трудового законодательства с учетом работы в условиях гибкого режима работы следует использовать для обеспечения занятости всех работников организации, в том числе обслуживающего персонала. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не снижает норму часов педагогической работы и не может являться основанием для уменьшения размера заработной платы
Педагогические работники, сотрудники, в том числе обслуживающий персонал, выполняют педагогическую, методическую, консультативную и организационную работу, предоставляют основные, другие услуги, а также иные виды работы.
В случаях, когда педагогическому работнику не может обеспечиваться необходимая норма учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы, установленная в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», норма часов педагогической работы может выполняться путем осуществления иной работы – методической, организационной, научной, творческой, исследовательской работы.
Работники из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала привлекаются для выполнения организационных, хозяйственных, других видов работ, не требующих специальных знаний и квалификации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Рекомендуется обеспечить сохранение уровня заработной платы всех сотрудников образовательной организации, в том числе учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала учреждения при гибком графике работы в условиях повышенной готовности и мерах по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с применением дистанционных образовательных технологий в условиях удаленной работы, режима самоизоляции, гибкого режима работы.
- В случае если работник находится в отпуске в указанный период, то отпуск на эти дни не продлевается. Вместе с тем, данный период по желанию работника руководитель образовательной организации имеет право предоставить отпуск или перенести его на другое время.
- Настоящие Методические рекомендации разработаны для оказания методической, консультативной поддержки:
Педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в процессе реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях домашней самоизоляции и удаленной работы педагогов;
руководителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования,в условиях повышенной готовности распространения новой коронавирусной инфекции(COVID-19).
- В настоящих Методических рекомендациях даны определения электронному обучению, дистанционным образовательным технологиям, гибким режимам работы (удаленная, дистанционная).
Под «электронным обучением» понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение – это обучение в режиме он-лайн.
Под «дистанционными образовательными технологиями» понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
«Гибким режимом работы» считается режим работы, позволяющий избегать скопление людей на входе и выходе при начале/окончании рабочего дня, увеличение расстояния между работниками во время рабочего дня. Установление времени и окончания работы, продолжительность работы определяется приказом руководителя.
«Удаленной работой» считается работа вне организации с исполнением определенных трудовых обязанностей.
«Дистанционной работой» по Трудовому кодексу Российской Федерации считается выполнение определенных функций, оговоренных в Трудовом договоре организации, которое происходит вне стационарного рабочего места, предоставляемого работодателем. Для работы и связи с работодателем работнику необходимо использовать информационно-телекоммуникационные сети (ИТС) общего пользования (ст. 312.1 ТК РФ).
- Модель реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, гибкого режима работы.
8.1. Образовательная организация, реализующая образовательные программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
— разрабатывает и утверждает приказ о временном переходе на реализацию образовательной программы дошкольного образования с применением форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами;
— определяет порядок реализации образовательной программы дошкольного образования с применением форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
— актуализирует имеющиеся в электронном виде дидактические и методические материалы для воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических работников;
— формирует перечень дистанционных форм и методов работы с семьями воспитанников в соответствии с рабочими программами воспитателей и специалистов;
— уведомляет в электронном виде родителей (законных представителей) воспитанников о переводе при реализации образовательной программы дошкольного образования на обучениес использованием форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение);
— утверждает трудовой распорядок для всех сотрудников дошкольной организации, в том числе обслуживающего персонала в новых условиях;
— утверждает режим занятий в дистанционном режиме;
— организует проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов
— обеспечивает ведение учета проведенной работы и ее результатов в электронной форме;
— формирует и размещает на сайте образовательной организации вкладку или раздел «Оказание услугпсихолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»
8.2. При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательной организации вносятся соответствующие корректировки в рабочие программы воспитателей и специалистов в части форм обучения, технических средств обучения.
8.3. Для организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий родители должны иметь любой гаджет с функцией подключения к интернету (телефон, планшет, ноутбук, ПК).
8.4.. Педагогам и специалистам рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом:
— созданной системы дистанционного обученияв образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования:
— исполнения основных трудовых обязанностей вне организации;
— создания и использования простейших, доступных для дошкольников, ресурсов и заданий;
— предоставления родителям (законным представителям) воспитанников текстовые, видео или аудио консультации;
— организации обратной связи.
8.5. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
8.6. В условиях организации работы вне образовательной организации работники должны исполнять основные трудовые обязанности:
8.6.1. Разработка (составление) с учетом скорректированного расписания на период самоизоляции информационно-методических материалов для родителей (законных представителей) по организации непосредственно образовательной деятельности с детьми в соответствии с содержанием рабочей программы педагога для каждой возрастной группы: конспекты(сценарии, подробные планы) образовательных мероприятий с детьми по пяти образовательным областям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.
При разработке конспектов (сценариев) образовательных мероприятий необходимо учитывать требования СанПин 2.4.1.3049-13, утв.постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от15мая2013г. №26, которые предъявляются к продолжительности непрерывной образовательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом рекомендаций по работе с электронными устройствами
8.6.2. Ведение консультаций для родителей(законных представителей), имеющих детей, по различной тематике:
- о примерном режиме дня детей разного возраста в период самоизоляции;
- о важности игры в жизни ребенка и том, как и во что играть с детьми разного возраста;
- об использовании приемов и методов современных образовательных технологий(например, нетрадиционные техники рисования, приемы мнемотехники, исследовательские технологии, квест-технологии) в ходе различных педагогических ситуаций(чтение произведений детской художественной литературы, разучивание стихов, игровая деятельность (как и во что играть с детьми разного возраста), развитие речи (речевая гимнастика, разучивание чистоговорок), физическое развитие в условиях самоизоляции и т.д.)
8.6.3. Направление перечня произведений художественной литературы для чтения детям с дополнительными материалами к каждому произведению, позволяющими родителям (законным представителям) организовать с ребенком работу над содержанием текста, его пересказом или заучиванием наизусть (мнемотаблицами для пересказа текста, ссылками на мультипликационные фильмы, снятые по мотивам произведения, рекомендациями по созданию совместных творческих работ по его содержанию в виде рисунков, раскрасок, аппликаций, работ из пластилина, домашней театральной постановки и т.д.).
8.6.4. Направление перечня электронных образовательных ресурсов(с указанием наименования и ссылок), которые рекомендуется использовать родителям (законным представителям) для организации детского досуга («На зарядку становись!», «Мастерим с ребенком», «Упражнения на развитие мелкой моторики», «Экспериментируем дома», «Увлекательная математика», «Учимся читать», «Веселые нотки»и т.д.).
8.6.5. Разработка новой (или актуализация) образовательной программы, информационно методических материалов для детей и родителей.
8.6.6. Ведение другой документации при работе с родителями для реализации воспитательно-образовательной работы.
- Рекомендуется применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для реализации образовательной программы дошкольного образования:
9.1. При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обязательно непосредственное участие родителей в образовательном процессе.
9.2. При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях применяются разные модели обучения:
- дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы,обучение в режиме онлайн(электронное обучение);
- оффлайн — самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.
Онлайн-обучение – это проведение занятий при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме «здесь и сейчас». Во время онлайн-обучения ребенок вместе с родителями «общается» с педагогом в прямой трансляции, слушает его, выполняет задания, обменивается файлами, родители пишут в чате. Педагог отвечает на вопросы детей и родителей, сам задает вопросы. Онлайн-обучение организуется посредством вебинаров. Офлайн-обучение подразумевает передачу учебных материалов на электронных носителях.
9.3. Организация вебинаров на портале YouTube, в режиме реального времени: Zoom zoom.us, Facebook Live, Skype, Teachbase, MyOwnConference, AnyMeeting или Livestorm, Инстаграм (педагог проводит встречу в своем аккаунте с родители, которые должны быть подписаны на педагога).
9.4. При помощи интерактивных учебных материалов ребенок вместе с родителями осваивает учебный материал самостоятельно. Для родителей педагоги и специалисты предлагают инструкции и рекомендации, организуют консультирование на чате или по электронной с использованием готовых учебных материалов, или созданием инструкций и консультаций самостоятельно.
Предлагаются следующие интерактивные приложения для создания новых учебных материалов для быстрого освоения ребенком с помощью родителей:
– программа Microsoft Power Point из пакета Microsoft Office, с помощью которого можно создавать интерактивные игры, викторины, кроссворды.
— приложение Web 2.0 LearningApps.org – http://learningapps.org/. Этот конструктор может использоваться для разработки интерактивных заданий по разным образовательным областям и для применения в дистанционном обучении.
9.5. При реализации образовательной программы дошкольного образования воспитатели и специалисты образовательных органищаций, а также родители могут использовать дистанционные образовательные технологии образовательных платформ, интернет-ресурсов и сервисов:
- «Образованиум» https://obr.nd.ru– проект группы компаний «Новый диск». Курс «Стань школьником с Робобориком!» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Ребёнок проходит темы, которые должен освоить выпускник детского сада, чтобы быть готовым к обучению в первом классе.
• «Учи.ру» – интерактивная образовательная платформа. Раздел для детей и родителей «Математика для дошкольников» https://uchi.ru/matematika/doshkolniki предлагает математические игры для детей дошкольного возраста с учетом закономерности усвоения знаний и навыков на каждом возрастном уровне психического и личностного развития. - «Сказбука» https://skazbuka.com– обучающее приложение для детей 2-6 лет с играми, сказками и мультфильмами. Буквы, цифры, размеры, цвета, формы! Учим читать и считать! Развиваем эмоциональный интеллект, логику и мышление. 766 уровней развивающих игр, 332 часа обучающих курсов, 228 познавательных мультфильмов, 12 аудио-сказок.
- «Тилли» https://tillionline.ru– платформа для детей от 3 до 8 лет, которую можно использовать при подготовке ребенка к поступлению в школу. Удобно и систематично развивать его навыки и учить чему-то совершенно новому. Упражнения по разнообразным тематикам сопровождает зайчонок Тилли. Он хвалит ребенка за успехи и приободряет, если что-то вдруг пошло не так. За прохождение упражнения ребенок получает кубок.
- «Умназия» https://umnazia.ru– интерактивные онлайн-курсы и тренажеры для развития мышления детей 6 – 13 лет. Развивает логику, внимание, эрудицию, обучаемость и память. Платформа направлена на индивидуальную траекторию детей. Умные алгоритмы составляют для ребенка персональный план развития необходимых навыков.
- «Легко сказать» https://yandex.ru/alice/legko-skazat– детский тренажёр для развития речи. Осваивать речь детям помогают герои мультфильма фиксики, а также звукли – звезды в образах фантастических героев. Тренажер бесплатный и работает на любом устройстве: смартфоне, умной колонке или компьютере. Для работы необходимо установить браузер Яндекс или приложение Яндекс. Для активации тренажера необходимо, включив браузер, сказать: Алиса, включи навык «Легко сказать».
- «eSchool.pro» https://eschool.pro/welcome– платформа, помогающая освоить детям математику и русский язык. Занятия учат ребенка думать и действовать самостоятельно, работать с большим количеством информации и правильно планировать свой день. Родители видят детальную статистику по результатам обучения ребенка.
- «Планета сказок» http://www.planetaskazok.ru/– коллекция художественной литературы, в которую входят сказки, рассказы, стихи и иллюстрации к ним. Для повышения интереса со стороны юных читателей использована преимущественно иллюстрированная детская литература, можно читать сказки в режиме онлайн. Красочные, красивые иллюстрации, предпочтение работам известных художников как отечественных, так и зарубежных.
- «Мир природы» https://worldofnature.ru/– это иллюстрированная энциклопедия для детей и полезные материалы для родителей. В энциклопедии представлена исчерпывающая информация о существующих, вымерших и мифических животных, странах и народах мира, выдающихся учёных и многом другом. Активные игры для детей, интересные статьи и факты.
- Портал детской безопасности МЧС России «Спас-экстрим». http://www.spas-extreme.ru/– информация по безопасности для детей и их родителей, игры, конкурсы, детская мультимедийная энциклопедия, памятки «Это должен знать каждый!» и многое другое.
- «Kids Smart» https://kids-smart.ru/– игровая платформа интеллектуального развития детей. Занятия и упражнения распределены по предметам и темам занятий, возрастным группам и уровням сложности. Все упражнения озвучены. Достижения, награды и дипломы помогают родителю следить за успехами малыша.
- Сайт «Развитие ребенка» http://www.razvitierebenka.com/– многоплановое интернет-пространство для раннего развития детей. Рекомендации дидактических пособий, описания упражнений, которые доступны для выполнения в домашних условиях, много развивающих карточек и раскрасок для распечатывания, идеи для сотворчества детей и взрослых и многое другое.
•«По складам» http://poskladam.ru/ – Android приложение по обучению чтению. Слоги – слова – фразы, тренировка звуков русской речи, буквенная мозаика, словарный запас в 1000 слов. Уникальные игры на обучение детей чтению. Соединяя буквы, склады и слоги, дети постепенно начинают усваивать принципы составления и чтения слов. - «IQша» https://iqsha.ru/– платный сайт для детей от двух до одиннадцати лет. Задания и упражнения для детей разных возрастных групп: для детей от 2 до 4 лет разработаны развивающие и обучающие игры, для детей от 5 до 7 лет разработана программа легкой и увлекательной подготовки к школе. Айкьюша награждает детей медалями, кубками и дипломами.
- «Детские электронные презентации и клипы» https://viki.rdf.ru/– многообразие тем презентаций: еда, улица, история, музыкальные инструменты, животные и многое другое. На их основе родители могут вести беседы и рассказы.
- «Развивающие игры для вашего голопуза» http://golopuz.org/– развивающие онлайн-игры для детей школьного и дошкольного возраста на развитие логики, творческого мышления, познание мира. Подача материала в понятных и интересных ребёнку картинках. Разделы: «Пазлы», «Учимся читать», «Математические игры», «Раскраски» и др.
- «Приключения Чевостика» https://chevostik.ru/lessons– образовательный сайт, предназначенный для детей 3 – 8 лет. Это большая интерактивная энциклопедия в аудио-формате, увлекательные приключения, тесты и игры.
- Сервис дистанционного образования детей «Alimok» https://alimok.com– «Вселенная» интерактивных и современных заданий для успешного развития ребенка. Курс дошкольного образования, более 10 тысяч заданий с озвучкой, содействует обучению детей, развитию восприятия и внимания детей.
- «Играемся» https://www.igraemsa.ru/– сайт с обучающими бесплатными играми для детей. Игры разбиты на категории: на внимание и память, на логику и мышление, загадки и ребусы, пазлы, для малышей и другие.
- «Чудо-юдо» https://chudo-udo.info/– разнообразные развивающие материалы: кроссворды и ребусы, лабиринты и прописи, скороговорки и аудиосказки, поделки и пазлы. Сайт наполнен материалами для распечатывания и описаниями различных оффлайн активностей.
- Педагоги образовательных организацийдля организации работы с детьми и семьями воспитанников могут использовать материалы виртуального методического кабинета http://www.pedkabinet.ru/.
11.Для организации самостоятельной работы родителей с детьми педагоги организуют консультирование и обучение родителей (законных представителей) воспитанников через официальный сайт, персональный сайт педагога, электронную почту. Рекомендуется создание групп в социальных сетях, ютуб-каналах. На сайтах размещаются: игры по образовательным областям, познавательный материал по теме недели, произведения художественной литературы, презентации и ссылки на сайты, где родители выбирают игровой материал для занятий с ребенком.