Тезис трека №1
В работе трека «Единое образовательное пространство современной школы» приняли участие всего 53 человек. В ходе трека обсуждены главные изменения в новом 2022-2023 учебном году.
В 2022 году на обучение по новым ФГОС принимают детей в первые и пятые классы. В связи с введением ФГОС НОО и ООО:
-сделали уклон на вариативность;
— уточнили и расширили требования к результатам освоения;
— унифицировали содержание пояснительной записки ООП;
— скорректировали учебные предметы;
— изменили подход к родному языку и к второму иностранному;
— изменили структуру содержательного раздела ООП;
— закрепили правила деления учеников на группы;
— изменили требования к рабочей программе воспитания;
— исключили норму об обучении педагогов раз в три года;
— внесли особенности обучения детей с ОВЗ;
— описали психолого-педагогические условия;
— конкретизировали требования к оснащению.
Правительство утвердило положение о работе федеральной системы «Моя школа». Она должна упростить цифровизацию школ. В систему интегрируют электронный дневник, журнал, расписание, облако для файлов, библиотеку контента с курсами, портфолио учеников и т.д.
ФГИС «Моя школа» – это единый федеральный портал с доступом к образовательному контенту и сервисам, который реализуется в рамках эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС). Правительство распорядилось обеспечить функционирование системы в два этапа:
- до 1 января 2023 года – создать первую очередь системы «Моя школа». Объем работ определят Минцифры и Минпросвещения;
- до 1 июля 2023 года – создать вторую очередь системы, которая позволит пользоваться всем ее функционалом.
Система «Моя школа» должна позволить:
- работать с сервисами электронных журналов и дневников – с доступом для учителей, родителей и учеников;
- пользоваться библиотекой цифрового образовательного контента, в том числе презентациями, текстовыми документами, таблицами для использования в образовательном процессе и совместной работы пользователей системы;
- создавать посредством иных информационных систем персональных и групповых онлайн-коммуникаций пользователей, включая чаты и видеоконференции;
- разрабатывать КИМ, ключи правильных ответов, критерии проверки диагностических работ, проводить такие работы и экспертизу развернутых ответов;
- транслировать цифровые образовательные решения с использованием средств отображения информации в классах и мониторить их применение;
- управлять профилями пользователей и организаций, правами их доступа, обеспечивать идентификацию, аутентификацию и авторизацию;
- пользоваться сквозным поиском по образовательному контенту системы;
- формировать и вести реестры данных участников образовательных отношений, поставщиках цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов и др.
С 10 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года школы из 15 пилотных регионов уже тестируют ФГИС «Моя школа» в рамках эксперимента по внедрению ЦОС. Дополнительно Правительство рекомендовало региональным органам власти и местного самоуправления обеспечить взаимодействие региональных ГИС в сфере общего и среднего профессионального образования с системой «Моя школа» с 1 января 2023 года, а с порталом госуслуг – до 1 сентября 2022 года.
«Школа Минпросвещения России» представляет собой центр образования, воспитания и просвещения, объединяющий территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание,
«Школа Минпросвещения России» – эталонная модель общенациональной школы будущего, соответствующей единым требованиям к образовательной среде, школьному климату, организации образовательной, просветительской, воспитательной деятельности, достигающей определенных результатов и показателей деятельности, которые измеряются едиными общенациональными процедурами. Созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России.
Задачи Концепции Школы Минпросвещения:
- Определение единых магистральных направлений деятельности школ, формирующих единое образовательное пространство.
- Формирование эталонной модели школы будущего с выделением единых критериев и активностей (учитывающих в том числе этнокультурные особенности) ее функционирования, обеспечивающей доступность качественного образования и предоставляющей равные возможности для всех обучающихся.
- Формирование механизмов синхронизации и взаимодействия образовательных и учебных процессов (рабочие учебные программы, учебное расписание занятий, оценочные процедуры результатов обучения, линейка учебников, показателей деятельности) в существующей системе школьного образования, нормативных и методических документов, создание мотивирующих инструментов саморазвития и роста общеобразовательных организаций.
- Закрепление статуса учителя как основополагающего элемента в системе качественного российского образования и становления российской гражданственности подрастающего поколения.
- Формирование механизмов вовлечения и поддержки семьи в процесс социализации, выбора жизненного пути, формирования мировоззрения и субъективного благополучия ребѐнка.
- Формирование личностных результатов, обучающихся на основе развития их самосознания, самоопределения, смыслообразования и морально-этической ориентации. 7. Закрепление всеобщей ответственности за качественное отечественное образование подрастающего поколения страны (родители, государство, профессиональные и бизнес-сообщества, средства массовой информации, общественные объединения, местные территориальные сообщества)
С 19 сентября по 24 октября пройдут осенние ВПР за прошлый год. Работы напишут 5-9 классы. В 2022 году Рособрнадзор предоставил альтернативную возможность выполнения работ в компьютерной форме:
- в 6-х классах по предметам «История» и «Биология»;
- в 7–9-х – по предметам «История», «Биология», «География», «Обществознание».
ВПР в компьютерной форме также проводят по иностранным языкам – английскому, немецкому и французскому – в 8-х классах в штатном режиме.
О наставничестве:
Минпросвещения разработало целевую модель наставничества в школах, которая позволит добиться более эффективных результатов нацпроекта «Образование».
Наставничество поможет:
- улучшить показатели по общеобразовательным и дополнительным программам;
- создать психологически комфортную среду для развития и повышения квалификации педагогов;
- сформировать открытое и эффективное сообщество вокруг школы, которое будет оказывать комплексную поддержку ее деятельности.
Образовательным организациям нужно разработать нормативную базу: положение о программе наставничества, программу наставничества, приказ о внедрении программы.
Проектные офисы:
Проектный подход в управлении образовательной организацией — эффективный метод достижения результатов, позволяющий перевести образовательное учреждение из состояния функционирования в режим развития.
Одним из примеров инновационного стратегического управления образовательной организацией может служить «Проектный офис». В прошлом 2021-2022 учебном году были открыты 4 проектных офиса по образовательным округам. В работе трека послушали дорожную карту проектного офиса «Дабаан» Мархинского образовательного округа.
По итогам работы трека были предложены включить в резолюцию совещания следующие предложения:
Муниципальному району «Нюрбинский район»:
— организовать формирование паспорта единого образовательного пространства МР «Нюрбинский район», срок исполнения: до 30 ноября 2022года;
— содействовать реализации сетевых форм взаимодействия, работы проектных офисов образовательных округов с целью профессионального роста педагога и совершенствование качества образования
—
МКУ «Управление образования Нюрбинского района»:
— принять меры по организации и проведению мероприятий перспективного профиля общеобразовательных организаций (МБОУ «Кировская ООШ», МБОУ «Нюрбинская СОШ №1», МБОУ «Нюрбинская СОШ №2»)– участников проекта «Школа Минпросвещения России», срок исполнения: 2022-2023 учебный год;
— принять меры для работы общеобразовательных организаций в разделе «Мое образование» единого портала госуслуг, срок исполнения: 2022-2023 учебный год;
— организовать работу подготовке к переходу в ГИС «Моя школа», срок исполнения: 2022- 2023 учебный год;
— продолжить организационно-технологическое и информационное сопровождение проведения всероссийских проверочных работ;
— сформировать систему мер, обеспечивающую непрерывное и планомерное повышение квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, в том числе в форме стажировок;
— разработать систему мер/дорожную карту по развитию кадрового потенциала работников образования муниципалитета и целевые показатели эффективности, включая мероприятия по поддержке молодых педагогов и развитию системы наставничества, срок исполнения: до 1 октября 2022 года;
— продолжить работу муниципальных учительских клубов «Учитель года», «Я и мой наставник» и «Молодые молодым» срок исполнения: до 1 ноября 2022 года;
— сформировать систему мер по обновлению содержания и методов обучения предметных областей в рамках реализации регионального проекта «Современная школа»;
— принять меры по совершенствованию условий для выявления и поддержки одаренных детей, их отбору, подготовки и участия в олимпиадах по общеобразовательным предметам;
Общеобразовательным организациям Нюрбинского района:
— обеспечить повышение квалификации педагогических работников по вопросам цифровизации, обновления ИКТ-инфраструктуры, дистанционных образовательных технологий, автоматизированных информационных систем, срок исполнения: 2022-20223 учебный год;
— организовать индивидуализацию образовательного процесса через реализацию индивидуальных учебных планов, сетевые формы реализации образовательных программ;
— реализовать план по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022 – 2023 учебном году;