Рекомендации августовского совещания педагогических работников
Августовское совещание педагогических работников Нюрбинского района проведено 30 августа 2023 г. по теме «Образование: ключевые задачи, нравственные ориентиры, качественные показатели»
Обсудив вопросы дальнейшего развития муниципальной системы образования в контексте реализации задач, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», участники совещания выработали следующие рекомендации на 2023 — 2024 учебный год:
- В системе дошкольного образования:
развивать школу наставничества в системе дошкольного образования Нюрбинского района;
активизировать деятельность кустовых методических объединений по изучению, разработке и внедрению единой образовательной программы по вариативной части на основе ФОП ДО;
обеспечить организационно-методическое сопровождение введения ФОП ДО;
систематизировать ресурсы и мероприятия по организации предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях по сохранению и формированию родного языка и духовно-нравственных качеств детей по ФОП ДО;
разработать План перехода и развития групп дошкольных образовательных учреждений реализующих образовательную программу на русском языке на родной (якутский) язык обучения и воспитания;
организовать семинары для руководителей и педагогов ДОО по использованию в работе информационно-коммуникационной платформы «Сферум», официальной страницы детских садов в социальной сети ВКонтакте;
создать комиссию по внедрению Регионального стандарта оказания услуг по организации питания воспитанников образовательных организаций Республики Саха (Якутия) в ДОО Нюрбинского района;
предусмотреть дополнительные штатные единицы в связи введением цифровой образовательной среды в ДОО.
- В системе общего образования (начальное, основное, среднее общее образование):
обеспечить реализацию мероприятий федерального проекта «Современная школа» в рамках национального проекта «Образование»;
определить модель дальнейшего совершенствования профильного обучения в районе до 2030 года с целью развития его единой организационной модели развития и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
совершенствовать муниципальную модель системы оценки качества образования, в том числе с учётом технологий участия в национальных исследованиях качества образования (НИКО), всероссийских проверочных работах (ВПР), а также региональных оценочных процедур, с акцентом на обеспечение объективности;
продолжить работу Координационного совета по качеству образования при Главе МР «Нюрбинский район»;
продолжить совершенствование механизмов работы со школами с низкими результатами и школами, функционирующими в условиях риска снижения образовательных результатов;
обеспечить реализацию Концепции преподавания якутского языка, литературы и культуры в районе;
проработать вопрос по созданию опорных школ по изучению якутского языка и литературы;
продолжить реализацию Концепции предпрофильного и профильного обучения;
провести работы по внедрению программ углубленного изучения отдельных предметов в 7-9 классах.
осуществлять методическое сопровождение деятельности психолого-педагогических классов;
организовать методическое сопровождение школьных, районных методических объединений и педагогических работников общеобразовательных организаций по реализации образовательных программ в соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и принятыми федеральными основными общеобразовательными программами;
совершенствовать работу по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых школьников;
совершенствовать качество проведения уроков в образовательных организациях и учебно-тренировочных сборов для подготовки олимпиадам;
в целях изучения обучающимися истории Якутии, патриотического воспитания организовать сотрудничество образовательных организаций с театрами, краеведческими музеями путем заключения соглашений;
способствовать развитию системы работы по выявлению и развитию одаренных детей, стимулированию и поощрению способных и талантливых детей и молодежи;
создать условия для осознанного выбора дальнейшей траектории обучения выпускниками; усилить работу по мотивации обучающихся 9-11-х классов при выборе экзаменационных предметов с учетом профиля, направленности реализуемых программ;
обеспечить повышение показателей мотивирующего мониторинга муниципальных систем образования;
реализовать План действий (дорожная карта) по снижению административной нагрузки педагогических работников.
- В системе информационной безопасности и цифровых технологий:
продолжить реализацию проектов по цифровой трансформации в сфере образования в рамках достижения показателей «цифровой зрелости»;
продолжить реализацию комплекса мер в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование;
усилить меры информационной безопасности и защиты персональных данных в образовательных организациях;
обеспечить информирование педагогических работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей) об актуальных возможностях федеральной государственной информационной системы «Моя школа», ИКОП «Сферум» и оказывать им необходимое информационно-консультационное содействие по вопросам регистрации в ней и использования ее сервисов в образовательном процессе.
- В системе воспитания и дополнительного образования:
обеспечить исполнение плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года и Целевых показателей в Нюрбинском районе;
обеспечить внедрение модели профессиональной ориентации — профориентационного минимума;
обеспечить организационное, методическое сопровождение функционирования обеспечение функционирования в каждой общеобразовательной организации школьных спортивных клубов, школьных театров, школьных музеев.
- В рамках реализации национальных проектов, государственных и федеральных программ:
осуществлять контроль за реализацией мероприятий в рамках федеральных программ и проектов;
осуществлять регулярный мониторинг фактического использования в образовательном процессе оборудования, средств обучения и воспитания, приобретенных в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта.
- В системе дополнительного профессионального образования и методической работы:
полномасштабная реализация плана мероприятий Года педагога и наставника в районе;
продолжить работу по совершенствованию кадрового потенциала;
провести диагностику профессиональных затруднений педагогических работников с целью построения индивидуальных траекторий развития;
разработать новые формы и модели методической работы;
обеспечить проведение круглогодичных методических семинаров для педагогов, управленческой команде образовательных организаций;
продолжить работу по развитию непрерывного педагогического образования, позволяющую формировать и развивать единую систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
продолжить работу по совершенствованию предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных компетенций педагогов посредством повышения адресности программ дополнительного профессионального образования с учетом всех оценочных процедур;
усилить методическую помощь педагогам в вопросах, связанных с реализацией обновленных ФГОС, внедрением ФООП и развитием функциональной грамотности школьников;
продолжить разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных профессиональных затруднений, в том числе по функциональной грамотности;
организовать мотивирующие методики сопровождения учительского роста: систему стажировок, обмена опытом;
развивать сеть профильных классов психолого-педагогической направленности.
обеспечить методическое сопровождение реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» и комплексное сопровождение школ, участвующих в проекте «Школа Минпросвещения России»;
обеспечить использование инфраструктуры общеобразовательных организаций – центров цифрового и гуманитарного профилей, центров образования естественно-научной и технологической направленностей – «Точка роста» как общественного пространства для развития общекультурных компетенций, функциональной и цифровой грамотности, организации проектной деятельности школьников в ходе освоения обучающимися основных и дополнительных образовательных программ.
- В системе кадрового обеспечения образования:
предоставлять актуальные прогнозные сведения о потребности в педагогических кадрах на долгосрочную и ближайшую перспективу с учетом демографической ситуации в муниципальном образовании (населенных пунктах), высвобождения кадров по естественным причинам (уход на пенсию и др.), открытия (реструктуризации) образовательных организаций;
вести работу с организациями высшего и среднего профессионального образования с целью приглашения студентов в образовательные организации на открытые вакансии педагогов.
- Дошкольным образовательным организациям Нюрбинского района:
- изучить, разработать и внедрить единую образовательную программу по вариативной части на основе ФОП ДО;
- организовать и провести семинары-практикумы по содержанию образовательной деятельности по каждой из образовательных областей всех возрастных групп обучающихся (социально коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) ФОП ДО;
- активизировать участие педагогов в различных мероприятиях конкурсной и образовательной направленности с целью развития их профессиональной компетентности как фактора повышения качества воспитания и образования детей дошкольного возраста.
- совершенствовать механизмы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников путем разнообразия творческих мероприятий и внедрения инновационных технологий по актуальным направлениям воспитания по ФОП ДО.
- распространить лучший опыт педагогических работников дошкольного образования по организации предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации по сохранению и формированию родного языка и духовно-нравственных качеств детей ФОП ДО.
- Образовательным организациям Нюрбинского района:
В рамках реализации национальных проектов, государственных и федеральных программ:
- обеспечить функционирование и регулярное использование в образовательном процессе оборудования, средств обучения и воспитания, приобретенных в рамках национальных проектов, государственных и федеральных программ.
В системе общего образования (начальное, основное, среднее общее образование):
- продолжить системную работу по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых школьников;
- продолжить работу по плановому переводу организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов;
- обеспечить переход на федеральные основные и адаптированные общеобразовательные программы и готовность учителей к их реализации с 01.09.2023;
- обеспечить реализацию программы мероприятий профориентационного минимума;
- активизировать работу школьных методических служб по развитию у педагогов функциональной грамотности и использованию банка заданий российской электронной школы;
- продолжить работу по формированию объективной внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации; обеспечению оптимизации графиков проверочных и диагностических работ в соответствии с рекомендациями Минпросвещения России и Рособрнадзора; реализации мер профилактики учебной неуспешности в образовательной организации;
- организовать профильное обучение стопроцентно на старшей ступени обучения, а также реализовать индивидуальные образовательные маршруты в сетевой форме;
— внедрить программы углубленного изучения отдельных предметов в 7-9 классах.
Обеспечить условия для внедрения ФГОС ООО, ФГОС СОО
В системе воспитания и дополнительного образования:
- повысить качество реализуемых рабочих программ воспитания в образовательных организациях;
- обновить содержание и расширение информационно-методической базы патриотического воспитания молодежи в Нюрбинском районе;
- систематизировать работы детских садов, школ по программам: «Воспитание на основе здравого смысла»;
- активизировать работы РДДМ, привлечение несовершеннолетних к работе движения;
- систематизировать внедрение механизмов отбора спортивно-одаренных детей и перевода в МАУ ДО ДЮСШ;
- провести мониторинг физического развития ребенка по сдачам нормативов ГТО;
- создать МО учителей индивидуального обучения;
- усилить методическое сопровождение деятельности Советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями;
- образовательным организациям продолжить проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном»;
- обеспечить функционирование школьных музеев и школьных театров, военно-патриотических клубов, спортивных клубов.