Ньурба оройуонун Күндээдэ орто оскуолатын эдэр чинчийээччилэрэ «Инникигэ хардыы» кэмпириэнсийэҕэ сылын ахсын ситиһиилээхтик кытталлар. Оскуола киэн туттар үөрэнээччилэрэ Каролина Кондратьева, Динара Сысоева улуус, өрөспүүбүлүкэ таһымнаах олимпиадаларга, кэмпириэнсийэлэргэ көхтөөхтүк кытталлар.
10 кылаас үөрэнээччитэ Кондратьева Каролина салайааччытын, биология учуутала Елена Ивановна Кондратьеваны кытта Күндээдэ нэһилиэгин күөллэрин ааттарын үөрэтэн, улахан чинчийэр үлэни ыыттылар. Үлэттэн быһа тардыы:
— Провели большую исследовательскую работу по выяснению названий озер Кюндядинского наслега. Данная работа является первой работой по систематизации озер наслега. Нигде, даже в администрации наслега не имеется полного перечня озер, отсутствует карта с названиями озер, никто не проводил работы по топонимике озер наслега. Уточнили названия более 100 озер наслега. Была сделана попытка разделить гидронимы озер Кюндядинского наслега по группам и происхождению. Так топонимы разделили на 5 групп: 1 1 группа – по названиям, связанных с природными объектами, формами, размерами природных объектов;
2 группа включает топонимы связанные с растительностью
3 группа топонимов связаны с животными
4 группа – по названиям, связанных с человеком, с деятельностью человека;
5 группа – названия озер, значение которых не удалось определить, возможно, они эвенского происхождения. Наиболее многочисленна первая группа топонимов. Также сделали попытку разделить топонимы по происхождению, где преобладает якутский пласт.
По ходу исследовательской работы начинаем составлять словарь топонимов озер территории Кюндядинского наслега. Думаем, что работа представляет практическую ценность как краеведческий материал по изучению Кюндядинского наслега и не только. Можно применять на уроках географии, истории.
7 кылааһын үөрэнээччитэ Динара Сысоева Динара «Научное лето -2020 онлайн» өрөспүүбүлүкэтээҕи бырайыакка кыттан, «Энтомология» хайысханы талан, үөнү-көйүүрү үөрэппит (сал. биология Кондратьева Елена Ивановна). Үлэттэн быһа тардыы:
— Прошедшее лето было особенным из за пандемии коронавируса. Были ограничения массовых мероприятий, не работали летние школьные лагеря. Благодаря сетевому исследовательскому проекту «Научное лето -2020 онлайн» мы участвовали в очень интересном проекте. Из всех направлений выбрали направление «Энтомология»
Очень помогла серия научной литературы «Насекомые Якутии Жуки », «Насекомые Якутии Бабочки». Эти книги содержат много полезной информации по основным семействам насекомых, содержат фотографии и карты распространения каждого вида. [1], [2]
Местом исследования выбрали школьную березовую рощу. Роща представлена разновозрастными березами с примесью лиственницы.
В основном сборы производили вручную. Кроме этого поставили почвенные ловушки. В качестве, почвенных ловушек использовали стеклянные банки, которых вкопали в почву вровень с поверхностью земли и на 1/3 залили фиксирующей жидкостью – концентрированным солевым раствором.Определение до вида сделали по атласу «Насекомые Якутии. Жуки». В результате проведённых исследований нами был собраны и определены насекомые, принадлежащих к 10 семействам: Златки, усачи, божьи коровки, долгоносики, жужелицы, чешуекрылые, пяденицы, клопы, листоеды, трубковерты.
В основном насекомые были собраны методом ручного сбора. Кроме этого были найдены следы деятельности насекомых на листьях. Трубковерт березовый скручивает березовый лист в виде сигары, в котором развиваются личинки, и нам удалось найти такой лист и сфотографировать. Сделали интересные фотографии на природе. так сделали интересную фотографию пяденицы которая имитирует веточку.
Cделали 3 садка для гусениц и наблюдали как превращаются в кокон. Были пойманы две гусеницы пядениц и гусеница бражника. Из коконов вышла 1 пяденица, одна гусеница погибла, гусеница бражника превратилась в кокон и зимует. Сделали коллекцию пойманных насекомых на ватном матрасике. Провели очень интересные исследования, узнали много нового.