31 января 2025 года на базе МБДОУ ЦРР-дс «Сардаана» г. Нюрба прошел районный профессиональный конкурс «Воспитатель 2025 года». Организаторами конкурса являются дошкольный отдел МКУ «УОНР», Нюрбинская организация общероссийского профсоюза образования. В этом году приняли участие 6 педагогов: Гаврильева Мария Николаевна, воспитатель 1 категории МБДОУ ЦРР-дс «Кэскил», Аржакова Оксана Степановна, воспитатель 1 категории МБДОУ дс «Сардана» с. Малыкай, Егоров Ньургун Русланович, инструктор по физической культуре 1 категории МБДОУ ЦРР-дс «Ромашка» с. Антоновка, Туманова Агафья Константиновна, воспитатель 1 категории МБДОУ дс «Кунчээн» с. Маар, Павлова Айыына Владимировна, воспитатель 1 категории МБДОУ дс «Родничок» г. Нюрба, Гурьева Надежда Юрьевна, воспитатель высшей категории МБДОУ дс «Малышок» г. Нюрба.
Конкурс проходил по республиканскому положению «Воспитатель года» и состоял из пяти этапов: «Интернет портфолио, визитка», «Педагогическое мероприятие с детьми», «Мой успешный проект», «Моя педагогическая находка», «Мастер-класс». Оценивали этапы конкурса эксперты: Котоконова Елена Мартыновна – заместитель начальника МКУ «УОНР», Кириллина Евдокия Васильевна – руководитель дошкольного отдела МКУ «УОНР», Николаева Майа Олеговна – заведующая МБДОУ дс «Кыталык» г. Нюрба, лауреат республиканского конкурса «Воспитатель 2013 года», Сидоров Степан Гаврильевич – инструктор по физической культуре МБДОУ ЦРР-дс «Сайды» с. Нюрбачан, постоянный эксперт республиканского конкурса, Иванова Варвара Александровна, учитель начальных классов ННОШ №3, 1 категории, обладатель знака «Учитель ученических признаний».
Так как, конкурс профессиональный, особое внимание мы уделяем совместному мероприятию педагога с детьми. Он должен демонстрировать практический опыт участника, отражающий сущность используемых образовательных технологий. Образовательная деятельность с воспитанниками дошкольного возраста может быть представлена разными формами. Эксперт видит насколько педагог чувствует каждого ребенка, как он достигает своих целей, решает поставленные задачи, при этом он должен вовлечь каждого ребенка в мероприятие, заинтересовав его своими методами и приемами.
Тут оценивается педагогическая мобильность, способность конструирования воспитательно-образовательного процесса в условиях конкретной образовательной ситуации и организации совместной деятельности с другими субъектами образовательного процесса, методическая компетентность, умение заинтересовать группу детей выбранным содержанием и видом деятельности и поддержать детскую инициативу и самостоятельность, умение организовать и удерживать интерес детей в течение образовательной деятельности, реализация на занятии интегрированного подхода и организация системы детской деятельности .
Все педагоги тщательно подготовились к занятиям: начиная с костюма, заканчивая атрибутикой для всех этапов мероприятия. Детям было интересно, они активно участвовали, радовались новому, отвечали, рассказывали педагогам. Всегда удивляет тот факт, где дети свое внимание не рассеивают на зрителей, а видят, общаются только с участником и удержать их внимание может истинный педагог, который ими управляет.
В последнее время встала проблема неграмотной речи населения. Связано ли это с тем, что во всем мире люди больше общаются через социальные сети, сидят больше с гаджетами, мало диалогов, бесед, и в последнее время грамотную речь: будь она русская или якутская, встретить очень затруднительно. Мы неправильно говорим на обоих языках и это проблема есть у двуязычных народов России. В то же время в республике идет работа по сохранению родного языка, его популяризации. Это работа идет и должна идти для родителей, с родителями. Мы должны довести им, что для нашего ребенка, в полном объеме владеющего своим родным якутским языком, откроется весь мир, другие языки, страны, миры. Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен говорить грамотно и на русском и на якутском языках, так как мы, педагоги, рассказываем, обучаем, воспитываем, закладываем основу для дальнейшего всестороннего развития ребенка.
Не менее важным этапом нашего профессионального конкурса является этап «Мой успешный проект». Проект – это комплекс действий, направленных на получение запланированного результата с учетом установленных сроков и ограниченных ресурсов. При управлении проектом используют те знания, умения, инструменты и методы, которые необходимы для выполнения конкретных задач. Это этап, раскрывающий внутренний потенциал конкурсанта, демонстрирующий конкурсантом компетентность в области представления опыта проектирования педагогической деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Давно известно, что не свой проект защитить невозможно. Только вложив всю душу в свой проект можно добиться результатов, они реализуемы, если актуальны направлениям развития дошкольного образования, интересам и возрасту детей дошкольного возраста, приобретения ими нового опыта в различных видах деятельности.
Туманова Агафья Константиновна представила проект «Методические разработки, на основе методики М.Монтессори с учетом этнопедагогических традиций, для детей дошкольного возраста», Егоров Ньургун Русланович МБДОУ ЦРР д/с «Ромашка» с.Антоновка рассказал о проекте «Внедрение и развитие интеллектуальной игры Го в условиях ДОУ», Гаврильева Мария Николаевна показала проект «Кэскиллээх Кэнчээрилэр», Гурьева Надежда Юрьевна — «Току-току, ньээм, ньээм» игровая площадка для развития детей раннего возраста, был интересен проект «Роль отца в воспитании детей дошкольного возраста» Аржаковой Оксаны Степановны, Павлова Айыына Владимировна ознакомила с актуальным проектом «Книги наши друзья».
Набрав наибольшее количество баллов во всех этапах районного профессионального конкурса «Воспитатель 2025 года», абсолютным победителем стала воспитатель МБДОУ дс «Кунчээн» с. Маар Туманова Агафья Константиновна! Надо отметить, что коллектив переехав в новое здание детское сада, имеет достижения и победы , так на педагогической ярмарке «Сельская школа. Образовательная марка-2024» в селе Майа Мегино-Кангаласского района была присуждена специальная номинация жюри «Творческий подход» смотра-конкурса «Педагогика творчества» за тетрадь для подготовки к письму «Узоры Сайылык», в смотре-конкурсе методических пособий, разработок педагогов ДОУ Нюрбинского района в направлении «Развитие речи» заняли также призовое место.
У Агафьи Константиновны было лучшее мероприятие с детьми, чувствуется опыт педагога, интересная подача материала, плавный переход этапов занятия, притягивание интереса, внимания детей на протяжении всего мероприятия.
Номинация «Моя педагогическая находка» была вручена воспитателю МБДОУ дс «Малышок» г. Нюрба Гурьевой Надежде Юрьевне. Кейсы с дидактическим материалом, технологической картой для занятий с детьми младшего возраста по модели сетевого центра «Кубэйэ» — это кладезь всего дошкольного образования Нюрбинского района.
Лучший мастер-класс показал Егоров Ньургун Русланович, инструктор по физической культуре МБДОУ ЦРР-дс «Ромашка» с. Антоновка. Все физкультурное оборудование своего проекта «Сорсуннаах сонордьут» он изготовил сам: нарты из пластиковых труб, оборудование для прыжка в высоту, деревянные плоские блинчики для ходьбы и многое другое. Все технологические карты занятий, изготовление материала к занятиям, новые игры можно найти в его изданном методическом пособии «Сорсуннаах сонордьут». Также им придумана напольная интеллектуальная игра ГО (корейская) для детей дошкольного возраста, включенная в Международные игры «Дети Азии», что очень важно в наше время. Эту игру надо еще популяризировать, внедрить в детские сады района.
Аржакова Оксана Степановна была отмечена номинацией «Мой успешный проект». МБДОУ дс «Сардана» с. Малыкай известна своим проектом «Сардана оонньуулара» , который они продвигают уже на республиканский уровень. В марте этого года должны пройти районные игры, и мы с нетерпением их ждем. Оксана Степановна, как педагог известна, участвует во всех районных мероприятиях дошкольного образования. Также они работают по проектам «Финансовая грамотность дошкольника», «Агро-сад» и др.
Молодой педагог, воспитатель МБДОУ дс «Родничок» г. Нюрба Павлова Айыына Владимировна уже известна дошкольному сообществу, как компетентный ИКТ педагог, она может создать электронные пособия, разработки, игры для детей, она доказывает, что разумное использование компьютеров, телефонов только развивают детей. Айыыну Владимировну интересуют нейроигры с детьми дошкольного возраста, эти игры не только развлекают, но и способствуют улучшению внимания, памяти, логического мышления, а также моторных навыков, они оказывают значительное влияние на умственное развитие ребенка, помогая ему лучше усваивать новую информацию и адаптироваться в обществе и номинация «Лучшая интернет-визитка, портфолио» подчеркнула ее индивидуальность.
Гаврильева Мария Николаевна, воспитатель МБДОУ ЦРР-дс «Кэскил» г. Нюрба стала обладателем номинации «Лучшее детско-родительское творческое сообщество», она педагог, вдохновляющий детей и родителей на творчество, ведущая совместную деятельность с ними в художественно-эстетическом направлении ФОП .
На республиканском конкурсе «Воспитатель года» мероприятие с детьми проводится на русском языке, с учетом дальнейшего участия на всероссийском этапе конкурса и это приводит к отказу от участия прекрасных педагогов, творческих дошкольников.
Второй год дошкольники Республики Саха (Якутия) участвуют на Всероссийском профессиональном конкурсе «Лучший учитель родного языка и родной литературы» и в 2024 году Седых Рустам Сергеевич, инструктор по физической культуре дс «Хатынчаана» с. Амга стал Лауреатом и стал победителем специальной номинации «За использование в педагогической деятельности народные промыслы» Ассоциации «Народные художественные промыслы России».
Благодарим за проведение районного этапа конкурса «Воспитатель 2025 года» коллектив МБДОУ ЦРР-дс «Сардаана» г. Нюрба, заведующую Григорьеву Анастасию Филипповну за отличную организацию, вкусный обед, теплый прием!
Пожелаем всем педагогам, участвовавшим на конкурсе профессионального мастерства дальнейших успехов, творческого подъема, воплощения новых идей!
Главный специалист дошкольного отдела МКУ «УОНР» Алексеева Яна Ивановна.